Школа… Сколько в этом слове всего собрано! Оно отзывается светлым чувством в душе каждого человека. Вот и киноплёнка моей памяти прокручивается назад, и я вспоминаю школьные годы, светлые классы, исписанную мелом доску, классный журнал с оценками, первые записочки влюблённых; лица строгих, но таких любимых и уважаемых учителей! Школа для каждого из нас была вторым домом, домом знаний, творчества, открытий. Эти годы пролетают очень быстро, а школа по-прежнему остаётся для нас особой жизненной «станцией», куда мы время от времени возвращаемся повзрослевшими, но по-прежнему юными девочками и мальчиками…
Я окончила школу №3 — школу, которая носила имя Ленина. Её так и называли — ленинская. В этом году ей исполняется 155 лет! Многие её выпускники стали знаменитыми, гордостью города и всей страны! В этом — заслуга учителей. Ленинской школе повезло на дарителей знаний.
Эта школа всегда была особенной. В неё, как ручейки в реку, «стекались» ученики из других, восьмилетних школ города: №2, №5, №7, №10, сельских школ. Мы, выпускники пушкинской школы, учились в 9 «в». Это тоже было объединение выпускников нескольких классов школы №5, но все мы чувствовали себя в ленинской школе частицей одного большого сообщества, имя которому — школьная семья. Парни были у нас «в дефиците». Чем не повод обратить внимание на мальчишек из других классов?! Знакомились, совместно устраивали мероприятия, проводили комсомольские собрания, ездили на олимпиады и соревнования. Именно в школе меня научили выражать свои мысли устно и письменно, заниматься общественной работой, дорожить дружбой и идти к поставленной цели.
Человек учится всю жизнь и, в основном, у людей. Как сказал Гёте, не всякий, кто учит нас, заслуживает имя Учителя. Но в то время, когда я училась в этой школе, директором была Софья Васильевна Скворцова — заслуженный учитель РСФСР, педагог от Бога, с большим сердцем и огромной любовью к своему делу и к детям! Она была для педагогов и учеников образцом честности, справедливости и трудолюбия.
Нашим классным руководителем был Валентин Петрович Павлов — участник Великой Отечественной войны, учитель физики. Строгий и требовательный, он, в свою очередь, был очень внимательным и добрым ко всем нам. Подкупал его тонкий юмор, всегда уместная ирония в отношении некоторых учеников. Помню, как он растянуто произносил слова «к доске пойдёт… пойдёт… к доске пойдёт…»…
Помню удивительную Зинаиду Александровну Зотову, инспектора гороно, которая вела в школе в нашем классе уроки литературы, — эмоциональную, требовательную, справедливую. Её было легко и приятно слушать, хотелось писать сочинения и читать, много читать.
Из-за любви к урокам истории, которые вела Екатерина Фёдоровна Кутузова, наверное, я и выбрала именно исторический факультет во Владимирском педагогическом институте. Многие в школе посещали исторический кружок, принимали участие в деятельности Музея комсомольской славы, которым руководил Григорий Сергеевич Зудилов.
Часто вспоминаю Надежду Александровну Кокорину, учительницу химии — именно того предмета, которого я боялась больше всего. Мне Надежда Александровна казалась не простым человеком, а кем-то выше. Она действительно возвышалась на подиуме в классе, и казалось, что она всегда всё видит и слышит. Так и было на самом деле. Её оценки были всегда справедливыми, шутки — проникновенными, наставления – искренними. Она каким-то невероятным образом прививала всем ученикам любовь к химии.
Как «иностранцы» мы делились на две группы: изучающие французский и те, кто учил немецкий. Я учила немецкий у Галины Ивановны Кучмай, которая любила повторять: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек!». В любимчиках не была: наверное, поэтому в институтском дипломе у меня была единственная тройка — по немецкому языку. И до настоящего времени владею лишь самой популярной фразой – «Шпрехен зи дойч?».
По-матерински доброй и терпеливой, чем нередко мы и пользовались, порой ведя себя довольно шумно и вольготно, играя на уроках в «города и реки», была учительница географии Анна Анатольевна Игнатьева. Но нам нравилось слушать её немного картавую речь и узнавать так много нового и интересного о городах и странах.
А биологию преподавала Мария Григорьевна Соколова — строгая, увлечённая своим предметом женщина, с большим опытом работы. Её уроки всегда проходили насыщенно и интересно, без расслабления, скучать и отлынивать не приходилось. «Юные биологи» вместе с ней увлечённо трудились на пришкольном участке возле краеведческого музея и даже участвовали в выставках на ВДНХ.
Математические предметы нам преподавала Любовь Фёдоровна Шепурова. Математика у меня тоже не входила в число любимых предметов, я училась автоматически и была уверена уже в то время, что доказывать теоремы мне нигде не придётся!
С улыбкой вспоминаю уроки физкультуры у педагогов Чернова Владимира Александровича и Тоготина Ивана Николаевича. Хотя так и не научилась прыгать через козла и бросать гранату на положенное расстояние, здоровый образ жизни считаю нормой для каждого человека.
А незабываемые уроки военного дела?! Валерий Николаевич Никифоров учил разбирать автомат и быть патриотом своей страны. Всегда подтянутый, всегда с воспоминаниями и наставлениями… Зинаида Ивановна Саламатина — хрупкая, милая женщина — видела в нас, девчонках, сестёр милосердия и будущих заботливых мам.
С ностальгией вспоминаются занятия художественной самодеятельностью. Каждый класс готовил программу к празднику, который был за ним закреплён; принимал участие в общешкольном и городском смотрах. Как же было интересно общаться с Дмитрием Ксенофонтовичем Моисеенковым! До сих пор помню, как девчонки нашего класса выступали с песней «Молодо-зелено», как проходили новогодние праздники и встречи с выпускниками, как я выступала в качестве конферансье…
Я назвала не все предметы и не всех учителей! Оказывается, воспоминания — это бесконечный процесс. Но в качестве дополнения замечу, что именно в своей школе я научилась шить на машинке, бинтовать раны, пользоваться компасом и ставить палатку, и даже делать простейшие столярные работы. Главное, это в жизни со временем пригодилось.
Чем дальше отдаляются школьные годы, тем удивительней вспоминать поездки и субботники, спортивные старты и туристические слёты с одноклассниками и учителями. Ленинская школа всегда была чистой и светлой, тёплой и красивой. Нам нравилось уплетать пироги в столовой, на переменах — совершать прогулки по этажам, на танцевальных вечерах — влюбляться и мечтать. А потом наступало волнующее время экзаменов и ожидание выпускного. У нас и мыслей не было о каких-то особых модных нарядах, дорогих ресторанах. Школа — только она нас «выпускала» во взрослый мир с пожеланиями каждому из нас счастья и удачи!
Вот такими я помню своих учителей и школьную жизнь. Но школа — это не только получение знаний и люди, их дающие. Это особый период жизни вообще. Наверное, наши учителя возлагали на нас большие надежды и чаяния, ожидая определённых свершений и достижений во взрослой жизни. Чего-то мы действительно достигли! Кто-то остался в родном городе, кого-то судьба забросила далеко отсюда. Кто-то выбрал рабочую профессию, а кто-то получил и высшее образование.
Моя соседка по парте — Галя Ганабина, с кем я интересно провела все школьные десять лет, — сейчас известна нам как Галина Венальевна Стародубова, директор этой школы. Она — депутат, глава МО « Город Вязники» и счастливый человек, потому что осталась верна школе, детям, зову своего сердца. Поздравляя родную школу с юбилеем, хочу пожелать всему педагогическому коллективу больших успехов в работе во благо её развития и процветания. Пусть все, кто покидает школу №3, с гордостью несут по жизни звание её выпускника!
Комментарии