Четыре брата
Наиболее полной информацией о мстёрских Крестьяниновых располагает краевед Владимир Борисов. Вот что он пишет:
«По метрическим книгам Троицкой единоверческой церкви удалось выявить четырёх братьев – Якова, Василия, Семёна и Фёдора Андреевичей Крестьяниновых.
Старший брат, Яков Андреевич (1816 – 23.12.1889), очевидно, был довольно заметной личностью во Мстёре. В 60-70-е годы XIX века он был старостой Троицкой церкви, что говорит о его материальном благополучии, так как на эту должность старались выбрать состоятельного человека. 9 февраля 1870 года ему была объявлена признательность и дано благословение от Архиепископа Владимирского и Суздальского Антония за труды по сбору средств на покупку нового колокола для Троицкого единоверческого храма. Это не единственный случай участия Я. Крестьянинова в жизни церкви. Так, в 1878 году ему было объявлена благодарность епархиального начальства за пожертвование в церковь села Шустово, а в 1882 году – благословение Святейшего Синода без грамоты за заслуги и пожертвования по духовному ведомству.
О жизни его брата С.А. Крестьянинова (около 1828 – 11.07.1898) известно меньше. О том, что он имел хорошую репутацию среди жителей слободы, говорит избрание его мстёрским сельским сходом 7 декабря 1875 года опекуном малолетнего И.Ф. Шталёва. Сам Семён Андреевич с супругой Дарьей Антоновной (около 1831 – 13.11.1912) имел десять детей… О предпринимательской деятельности С.А. Крестьянинова найти какие-то сведения пока не удалось. То, что он имел заведение во Мстёре, связанное с производством икон, сомнений не вызывает. Его сын Василий, который в начале XX века являлся владельцем крупнейшей фабрики этого профиля, в рекламе своего предприятия отмечает, что фирма существует с 1859 года. Естественно, что в то время она принадлежала его отцу».
Краевед также сообщает, что предпринимательством занимались ещё две ветви рода Крестьяниновых. Так, в 1911 году на потомков Якова Андреевича были официально зарегистрированы два заведения – фолежное и ризочеканное. Фолежное заведение числилось и за сыном Фёдора Андреевича – Иваном Фёдоровичем Крестьяниновым – и его женой Евлампией Поликарповной.
Торговый доми мастерские
Василий Семёнович Крестьянинов был владельцем крупнейшего предприятия по производству икон во Мстёре. К 1901 году у него уже наладилась торговля иконами и киотами в Москве в Верхних торговых рядах.
«Строительство корпусов фабрики, которые дошли до сегодняшнего дня, — пишет Владимир Борисов, — было начато в 1906 году. Василий Семёнович постоянно стремился к усовершенствованию, механизации и увеличению производства. Так, в 1908 году им была основана меднопрокатная фабрика, на которой вырабатывалась фольга для изготовления икон. Для неё построили двухэтажный кирпичный корпус, оснастили двигателем в 40 сил. К 1910 году на фабрике работали 25 человек, фольги изготавливалось на 14 тысяч рублей в год. К 1912 году количество рабочих увеличилось до 30, а годовой выпуск продукции – до 23 тысяч рублей.
К 1916 году владельцами фабрики были построены позолотная и две литейные мастерские. 27 июня 1913 года в Москве зарегистрирован Торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями». Род деятельности – торговля иконами, киотами и другой церковной утварью. Полными товарищами (распорядителями) Торгового дома были крестьянин Василий Семёнович и его сыновья Фёдор, Василий и Николай Крестьяниновы с капиталом в 15 тысяч рублей. Главная контора и магазин были в Москве в Верхних торговых рядах. Торговля производилась также на Нижегородской ярмарке. Мстёрская фабрика вошла в Торговый дом. Полное название предприятия: «Фабрика икон, киот, лампад и меднопрокатный завод фольги».
Хорошая работа
«С современной точки зрения, возникает вопрос, что лучше: икона «с намалёванными безобразными ликами святых» или качественно выполненная машинным способом? По воспоминаниям внучки В.С. Крестьянинова Юлии Николаевны Бычковой, хозяин следил за качеством и заставлял переделывать плохо выполненную работу или не платил за неё. О хорошем качестве икон, которые изготавливались на фабрике, красноречиво говорят следующие факты. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года Василием Семёновичем экспонировались фольговые иконы в киотах. Хотя они не были отмечены наградами выставки, но прошли строгий экспертный отбор, прежде чем стать её экспонатами. На Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1901 года в Санкт-Петербурге В. Крестьянинов был награждён бронзовой медалью «за исполнение штампованных риз, украшенных орнаментами в старинном русском стиле и по цене общедоступных». Сам фабрикант в рекламе своего производства, опубликованной в 1907 году, отмечает, что им получены высшие награды на выставках в Лондоне, Вене и Париже. Значит, продукция фабрики заслуживала внимания».
В Мстёрском художественном музее сегодня хранится икона, произведённая тем самым, фабричным способом. Богоматерь с младенцем на руках в обрамлении пышных цветов из бумажных лент даже спустя век смотрится нарядно и празднично. Директор музея Валентина Владимировна Позднякова провела для корреспондента «Маяка» небольшую экскурсию, рассказав о способе производства и изготовления такой иконы. Наклеенное на деревянную основу изображение было недолговечным, но ярким, а самое главное – дешёвым, поэтому и пользовалось такой популярностью среди населения.
«Металло-штамп»
«У Василия Семёновича и Александры Зосимовны было шесть детей, — рассказывает Владимир Борисов. –Зарабатывая достаточные средства, В.С. Крестьянинов в начале XX века рядом с деревянным домом, перевезённым из Нижнего Новгорода в конце XIX века, построил двухэтажный каменный дом (с которого и началась вся эта история. – Прим. ред.) Другой источник утверждает, что первоначально был построен каменный дом, а деревянный построен позднее для сына Николая. Недалеко от усадьбы находился сад (сейчас на этом месте улица Садовая).
Кроме предпринимательской деятельности, Василий Семёнович принимал участие в общественной жизни. Он был почётным попечителем Мстёрской пожарной дружины, старостой Троицкой единоверческой церкви. Начиная с 1904 года, Вязниковское уездное земское собрание избирало В.С. Крестьянинова в члены уездного раскладочного по промысловому налогу присутствия.
События 1917 года круто изменили жизнь в стране. Все крупные предприятия были национализированы. Не стала исключением и фабрика Крестьянинова. В 1923 году она была сдана в аренду частным лицам и стала называться заводом «Металло-штамп». Интересно, что заведующим заводом вплоть до его закрытия 1 апреля 1925 года был В. Крестьянинов. 10 декабря 1925 года Владимирский губернский совет народного хозяйства передал завод в аренду Мстёрской кооперативной артели.
Советская власть не давала Крестьяниновым жить спокойно. У Василия Семёновича и его сыновей Василия и Николая были отобраны дома во Мстёре. Николай Васильевич неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1937 году В.В. Крестьянинов был арестован в Москве и выслан в Казахстан. Такая же участь постигла многих предприимчивых людей в нашей стране».
Автор благодарит В.В. Борисова, В.В. Позднякову и весь коллектив Мстёрского художественного музея за предоставленный материал и помощь в подготовке публикации.
Комментарии