Далёкий уже 1978 год. 1 сентября. В Ивановский университет на специальность «музейное дело» я не поступила… Ну что ж, буду готовиться лучше и на следующий год, после дополнительной подготовки, буду очень стараться. А пока рабочая профессия не помешает. И вдруг совершенно неожиданное предложение — пойти работать в школу: сначала пионервожатой, а потом, окончив пединститут, — учителем истории, что, в общем-то, очень близко к мечте, но…
Сутки неотступно в голове: учитель, учитель, учитель… Я — учитель? И всю жизнь — школа, уроки, учёба, учёба, учёба… А дети? Люблю ли я их? Хочу ли посвятить свою жизнь им? Вопросов много — ответов нет. Только понимание того, что стою на распутье. И моё решение на много лет вперёд определит образ жизни, круг общения. А что, если ошибусь? Не смогу? Не дорасту? Но вот решение принято — я согласилась.
А потом — работа, ставшая самой любимой. Какие бы должности я ни занимала в дальнейшем, 5 лет пионерского вожатства остались самыми значимыми, самыми счастливыми.
А вопрос — учитель ли я? — оставался. И продолжал терзать. Как терзает тысячи молодых людей, выбравших профессию, которая требует огромной самоотдачи.
И дело не только в бесконечной, постоянной работе над собой, но и в способности научиться учиться, мотивировать детей к знаниям, увлечь своим предметом, наукой, научить решать её задачи, применять знания в жизни, понимать взаимосвязи, зависимости, отношения, то есть формировать научную картину мира. Этому всё-таки учат в институтах. А ведь есть ещё множество направлений деятельности педагога, мастерство в которых приходит только с опытом. Воспитать ответственного гражданина, коммуникабельного товарища, честного друга, порядочного человека… А ещё разглядеть способности каждого воспитанника, создать условия для их развития, помочь достичь положительного результата, определиться с выбором правильной именно для него профессии… И при этом сотни глаз детей, родителей, родных, знакомых, чужих оценивают каждый твой шаг, слово, дело…
И вот ты уже опять сомневаешься. А прав ли? А понимают ли? А не отстал ли от новых тенденций? Не увлёкся ли собственным знанием? Не забыл ли о трудностях тех, кого ведёшь к вершинам? Вопросы, вопросы, вопросы…
Как бы ни был велик твой педагогический стаж, если ты думающий, развивающийся учитель, эти вопросы остаются с тобой на долгие годы и становятся для тебя своеобразным «перпетуум мобиле» (вечным двигателем) к самосовершенствованию, развитию, профессиональному и личностному росту. Именно личностному, потому что одним предметом, что называется, «сыт не будешь». Всем детям, а современным особенно, учитель интересен, прежде всего, как человек: его жизненные пристрастия, увлечения, чувство юмора, умение современно выглядеть …
И ты в очередной раз понимаешь, что, выбирал одну профессию, а, оказывается, овладеть должен множеством смежных — аналитик, менеджер, психолог, оратор, коммуникатор, мотиватор, актёр… Учитывая еще и необходимость следить за сохранением здоровья детей, организацией питания, экскурсий, ведения мониторингов, список продолжится — бухгалтер, диетолог, турист, информатик и т.д. и т.п.
Идут годы, приобретается опыт, появляются результаты, которыми ты по праву гордишься: победа в конкурсе, высокие баллы у выпускников, успешный спектакль с воспитанниками… И, наконец, самый главный — через много лет услышать слова благодарности и признания от бывших своих учеников (часто и трудных, и неуспешных), для которых, оказывается, стал в жизни значим (светом, примером, путеводной нитью).
И тогда уже точно понимаешь: да, ты — учитель! И все твои бессонные ночи, страхи, проблемы, трудности роста, нехватка времени на себя, семью, друзей — всё забыто. Потому что есть главное: ЛЮБИМАЯ ПРОФЕССИЯ И ЛЮБИМЫЕ УЧЕНИКИ. ГЛАВНОЕ ДЕЛО ВСЕЙ ТВОЕЙ ЖИЗНИ. Потому что учитель — это не профессия, а миссия, служение, жизнь. Бывших учителей не бывает…
И пусть уже почти 20 лет я не вхожу в класс на очередной урок, не объясняю новый материал, не отвечаю на каверзные вопросы дорогих моих учеников, по-прежнему на вопрос о своей профессии, работе гордо отвечаю: «Я — учитель!».
Дорогие мои, любимые учителя: ветераны педагогического труда, воспитатели, преподаватели, руководители — все-все работники системы образования! Сегодня наш праздник! Мы выбрали этот образ жизни: и пусть мы никогда об этом не пожалеем! И пусть нам всегда будет хватать здоровья, настойчивости, ответственности, профессионализма, знаний, оптимизма, уверенности радоваться этому очень правильному, очень значимому и очень благодарному выбору!
С праздником! Любви! Побед! Признания!
Новости по теме
Архив новостейРуководитель Паустовской школы Вязниковского района Андрей Сысоев - финалист регионального этапа Всероссийского конкурса "Директор года России" 2024 года! Высокий статус он получил, пройдя через большое профессиональное состязание.
В Вязниковском районе в шахматы сыграли работники организаций, предприятий и различных структур. Турнир проходил в рамках круглогодичной Спартакиады 15 ноября. Здесь были и новички, и опытные спортсмены, которые с детства любят шахматы. Не зря многие уверены, что это игра, искусство, наука и спорт в одном флаконе. Шахматы требуют концентрации, логического мышления, анализа, стратегического планирования и верного принятия решений. Дисциплина помогает развивать память, внимание, усидчивость, терпение. Как говорится, сплошная польза.
На этой неделе муниципалитеты Владимирской области получат новые школьные автобусы. В общей сложности – 28 транспортных средств. Как выяснил «Маяк», один из автобусов поступит в Вязниковский район. Он предназначен для Пирово-Городищенской школы.
Комментарии