Панихиду отслужили гимназисты
Подробно о боевом пути 316-й стрелковой Краснознамённой дивизии второго формирования «Маяк» писал в материале «Под номером «316». На Сталинградский фронт она прибыла 29 августа 1942 года и держала боевой рубеж в районе станции Котлубань и села Самофаловки. С 15 сентября по 2 ноября бойцы дивизии участвовали в ожесточённых боях в районе хутора Бородкина; населённых пунктах Самофаловка и Котлубань; высоты 154,2; железнодорожного разъезда 564-й километр. К началу ноября в строю оставалось менее 100 человек. Боевые знамёна дивизии и полков были сданы в управление тыла Сталинградского фронта.
Панихиду по погибшим бойцам 316-й стрелковой дивизии 23 сентября отслужили настоятель Крестовоздвиженского храма, протоиерей Владимир Соловьёв и воспитанники православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского. Были на службе и вязниковские реконструкторы – представители местного отделения «НОВИК» («Нижегородского объединения военно-исторических клубов»). Именно реконструкторы нашли возможность отвезти гимназистов на экскурсию в Ковровский район, где 24 сентября прошёл военно-исторический фестиваль, посвящённый 75-й годовщине подвига снайперов 130-й стрелковой дивизии, Героев Советского Союза Марии Поливановой и Натальи Ковшовой.
Строки из представления к награде:
«…Из группы снайперов в живых осталось только трое: Маша, Наташа и снайпер Новиков, но стрелять могли уже только Маша и Наташа.
Девушки условились бить врага до последнего. Несмотря на страшную боль ещё не перевязанных ран, они продолжали вести меткий снайперский огонь. Патроны были на исходе. Ковшова была вторично ранена. Немцы кричали: «Рус, сдавайс!». Наташа ответила: «Проклятущие, русские девушки живыми не сдаются!» — и выпустила последнюю пулю в офицера, свалившегося замертво. Вторично ранена была Поливанова. У девушек остались 4 гранаты. Немцы были совсем близко. Наташа и Маша бросили гранаты. Ещё несколько фрицев взвыло.
Ведя ураганный огонь из автоматов, фрицы подползали всё ближе. У Ковшовой и Поливановой появились новые раны. Девушки молча поцеловались и приготовили гранаты. Они теряли последние силы, и немцы прекратили стрельбу, решив захватить их живыми. Когда обнаглевшие фрицы подползли совсем близко и наклонились над девушками, те неожиданно приподнялись. Раздалось два взрыва. Около десятка фрицев было уничтожено».
Подруги Маша и Наташа
Мария Поливанова и Наталья Ковшова вместе призвались добровольцами, вместе стали снайперами, вместе обороняли Москву, вместе были переведены в состав 130-й стрелковой дивизии. Девушки одним приказом награждены орденом Красной Звезды, а другим – получили звание Героев Советского Союза. Посмертно. Лежат они тоже вместе – в деревне Коровитчино Старорусского района Новгородской области.
Подвиг девушек-снайперов реконструировали на тактическом поле (танковом полигоне), между посёлками Сергейцево и Пакино Ковровского района.
— Это был первый во Владимирской области крупный военно-исторический фестиваль, — рассказывает руководитель вязниковского отделения реконструкторов Андрей Баукин. – При наступлении фашистов, когда у девушек закончились патроны, они взорвали себя и окруживших их немцев. Учащихся православной гимназии мы взяли для того, чтобы ребята увидели, как это было, и поняли, какой ценой далась нам победа в этой войне.
В мероприятии приняли участие порядка 150 реконструкторов из Владимирской, Нижегородской и Московской областей. Организаторами фестиваля выступили военно-исторический клуб «Ковровский доброволец», администрация Ковровского района и командование местной воинской части.
— «Ковровский доброволец» — клуб молодой, — говорит Андрей Баукин, — поэтому командирами Красной и немецкой армий попросили быть представителей нижегородского клуба. Они согласились, и с их помощью всё получилось. Александр Негин командовал войсками Красной Армии, Андрей Груздев – солдатами вермахта. Опытные и авторитетные командиры смогли организовать людей; все участники взаимодействовали слаженно, сохраняя исторический сценарий.
— Я сама сидела и просто плакала временами, так реалистично всё было, — делится впечатлениями Александра Баукина. (На реконструкции она вжилась в образ немецкой медсестры). – Девочки хорошо сыграли. Снайперами были моя дочь – Анна Соколова – и Юлия Карелина из клуба «НОВИК». Организаторы постарались, была качественная озвучка происходящего. Когда люди видели, как немцы идут цепью, все в форме, с оружием в руках, то становилось по-настоящему страшно.
Кроме боя
Во время фестиваля работали интерактивные площадки. Была организована выставка советского и немецкого вооружения; военнослужащие ковровского танкового батальона представили образцы современной техники. Были развёрнуты полевые лагеря РККА и вермахта; дымила походная кухня, где все желающие могли угоститься солдатской кашей и горячим чаем. Вязниковцы показывали немецкую медицину.
— Интерактив был очень хороший, — рассказывают Андрей и Александра Баукины. – Например, в лагере РККА развернули полевой госпиталь, в котором «оперировали» солдата. Зрителям показывали, как восстанавливали раненых во время войны. Мы же демонстрировали германскую стоматологию. Дети были в ужасе от немецкой бормашины 1900 года производства. Немцы ставили керамику и лечили зубы в условиях боевых действий; у них на каждую дивизию был один стоматолог. К сожалению, в Красной Армии таких условий не было, врачи находились разве что на подводных лодках, и больной зуб чаще всего просто выдирали клещами. Двое держат – один рвёт.
А ещё на фестивале показывали немецкие велосипеды фирмы «Durkopp» 1938 года выпуска, мотоциклы «BMW»; играл старинный патефон с немецкими пластинками…
— Немецкая форма – это не пропаганда фашизма. Реконструкция – это восстановление исторических событий, — говорит Андрей Баукин. – Это наша история, мы ничего не придумываем, мы не играем никакие роли. Мы показываем, какой ценой далась победа нашему народу. Вермахт завоевал полмира – от Чёрного до Белого моря. Но мы сломали эту машину, пускай были плохо обучены и плохо вооружены. Мы победили.
Военно-исторический фестиваль в Ковровском районе – ещё один вклад в копилку опыта вязниковских реконструкторов. Ковровчане, уверяют супруги Баукины, выложились на все сто и сумели провести своё первое мероприятие на высоте. Разумеется, во время мероприятия возникали накладки и были недочёты, но зрители их никогда не увидят, а запомнят только достойный, яркий и полный эмоций праздник.
Бой отгремел, и жизнь вновь потекла своим размеренным чередом. Вязниковское отделение клуба реконструкторов постепенно расширяется, здесь появляются новые увлечённые люди. Сегодня Андрей Баукин пытается восстановить имена всех вязниковцев, воевавших и погибших в составе 316-й стрелковой Краснознамённой дивизии.
— 75 лет назад 11000 наших земляков погибли под Сталинградом в течение трёх дней, в том числе 200 вязниковцев. А ведь мы до сих пор не знаем их имена, — говорит Андрей Геннадьевич. – Мы сейчас занимаемся этим вопросом. Нам помогают коллектив Вязниковского историко-художественного музея, Лилия Фёдоровна Ковалёва и Римма Григорьевна Гарина; военный комиссар Сергей Васильевич Сусоров. Большая им за это благодарность. И спасибо водителю автобуса Михаилу, который возил воспитанников гимназии на фестиваль. Эти люди помогают реально.
Фото из архива семьи БАУКИНЫХ.
Комментарии