Растут платежи. Кто виноват?
Открыл встречу глава администрации района Игорь Зинин. Он довёл до присутствующих информацию о том, почему повысилась плата граждан за тепловую энергию. В основном это произошло вследствие того, что в район пришёл концессионер. По условиям концессии, он вкладывает в дело свои 700 миллионов рублей, ещё 150 миллионов добавляют район и область. Эти средства пойдут на замену тепловых сетей и замену старых котельных или установку новых модульных котельных в количестве 21 штуки. Один из модулей, кстати, уже установлен – в Толмачёве, — но пока не запущен по определённым причинам.
На сегодняшний день, по словам главы администрации, на 11 котельных в муниципальном образовании «Город Вязники» написаны разрешения на земельный участок и на изготовление проектно-сметной документации. Устанавливаются модульные котельные стандартные, сертифицированные и не требующие дополнительных осмотров. Тем не менее, контроль установки всё же будет – не только со стороны муниципалитета, но и со стороны администрации области в лице департамента ЖКХ. Будет концессионная приёмка выполненных работ.
Взявший слово Альберт Русанен пояснил, что в соответствии с майскими указами Президента по всей стране созданы Центры общественного контроля. В каждом муниципальном образовании создан общественный совет, где активисты регионального центра (он существует более двух лет) занимаются проблемами ЖКХ, консультируют граждан, принимают жалобы, взаимодействуют с органами местного самоуправления в деле решения проблем граждан. В Вязниках такой совет возглавляет Наталья Петровна Орлова.
— Мы строим свою работу так, чтобы у нас происходило постоянное взаимодействие с департаментом ЖКХ и с Фондом капремонта, и отвечаем на вопросы граждан. Проблемы во всех районах общие. В прошлом году основным вопросом был капитальный ремонт. В программу попали дома, не требующие капремонта, и наоборот. Но затем она корректировалась более трёх раз, и сейчас более-менее сбалансирована. Если вы считаете, что ваши дома требуют капремонта раньше, чем указано в программе, вам нужно обратиться в орган местного самоуправления – например, к зам. главы по ЖКХ, — сказал гость вязниковцам.
Среди других вопросов Альберт Русанен назвал качество отопления, ненадлежащую температуру теплоносителя. Если температура в квартирах ниже 18 градусов, а в угловых – ниже 21-го, то можно не оплачивать эту услугу. Но нужно составить акт в присутствии представителей управляющей компании, сделать замеры. Затем эти данные предоставить ресурсоснабжающей компании для перерасчёта.
Если лифт дышит на ладан
Ещё один вопрос – это высокие расходы на общедомовые нужды по электроэнергии. Русанен указал на то, что, если управляющая компания добросовестная, то она обязана проводить энергосберегающие мероприятия. Когда в мае прошлого года проходило лицензирование УК, Центр «ЖКХ-контроль» получал информацию с мест, и если компания была недобросовестной, принимались все меры к тому, чтобы она не получила лицензии.
Основной вид ремонта, продолжил руководитель центра, — кровли. Но в связи с трагическими случаями в целом по стране, во Владимирской области принято решение о формировании отдельной подпрограммы по капремонту лифтов. В департаменте ЖКХ будут формироваться все предложения от муниципальных образований по их замене и капремонту. Граждане, в чьих домах лифты дышат на ладан, могут подать заявку в управляющую компанию – чтобы та передала соответствующие документы в отдел ЖКХ муниципалитета.
— Приближается время, когда компании будут формировать отчёты о своей деятельности. Каждая компания, отработав год, должна выйти к своим жителям и отчитаться, сколько денег собрали и на что потратили. Люди должны уметь читать эти отчёты. Если вы не в состоянии прочитать отчёт, обращайтесь к нам, — порекомендовал А. Русанен. – Во Владимире ни одна копейка не может списаться с лицевого счёта в счёт расходов управляющей компании, если на акте выполненных работ отсутствует подпись старшего по дому. У нас в начале каждого финансового года УК собирает общее собрание жителей, где решается, какие работы будут делаться. Компания предлагает свои виды текущего ремонта, жители – свои. Только общее собрание может утвердить план работ.
В области действует программа по переселению жителей из аварийного фонда. Граждане, которые считают, что их дом аварийный, могут обратиться в свой муниципалитет для решения вопроса по признанию дома таковым. А администрация, соответственно, может направить заявку в департамент ЖКХ. После её рассмотрения дом может быть включён в федеральную программу переселения из ветхого и аварийного жилья.
УК лишают лицензий
Сергей Шахрай рассказал о тех задачах, которые решает жилищная инспекция. Это контроль за состоянием жилфонда: проверка содержания общего имущества, качества предоставления коммунальных услуг. Ведутся также проверки на признание домов аварийными, и в прошлом году по заключениям инспекции было рассмотрено 80 домов. Добавлены новые полномочия: проверка домов по капремонту.
В числе других задач жилинспекции – проверка начисления платы за электро- и водоснабжение, водоотведение, оплаты старшего по дому и т. д. Нарушений здесь много: в прошлом году было почти 4000 обращений, сделано множество перерасчётов. К полномочиям инспекции относятся также работа в судах в качестве третьих лиц и лицензирование деятельности управляющих компаний. ЖИ как принимает заявки на выдачу лицензий, так и готовит обращения в суд на их лишение. В настоящее время в области две управляющие организации близки к лишению лицензий.
В целом, в прошлом году жилинспекцией было рассмотрено 7,5 тысячи обращений, выявлено 6477 нарушений. По большей части они устранены, часть – на контроле. В администрации Вязниковского района работает муниципальный жилинспектор – Шутова Оксана Олеговна (тел. 2-68-80).
Затем выступил Сергей Олейников. Цель общественной приёмной «ЖКХ-контроль», которой он руководит и которая является связующим звеном между жителями и администрацией, — вести разъяснительную работу и оказывать помощь населению в решении вопросов ЖКХ. Адрес приёмной – г. Владимир, ул. Луначарского, д.3, каб. 28. Телефон – 8(4922)46-10-82.
Гость высказал претензии к управляющим компаниям. Например, зачастую они не выкладывают договор между компанией и жителями на сайте «Реформа ЖКХ» (с 1 июля 2016 года должны будут выкладывать в ГИС ЖКХ). А между тем, если общие собрания не зарегистрированы в жилинспекции и впоследствии не размещены в ГИС ЖКХ, то они не считаются действительными. Неразмещение информации чревато штрафными санкциями.
Конкретную претензию докладчик озвучил по отношению к компании, управляющей домом №1 мкр. Дечинский, которая выложила сведения о своих затратах:
— Начислено 608 тысяч рублей за ремонты, из них 242 тысячи пошло на содержание и обслуживание дома, 164 тысячи – на текущий ремонт, 202 с половиной тысячи – на своё благосостояние. А недосбор – 146 тысяч из 608-ми. Недобрали, а в то же время от собранных денег берёте себе. Правильно ли это? Это должно быть видно по договору с жителями. Я его не видел. Не знаю, какая стоимость отчислений у вас заложена за ваше управление. Но 30 процентов!.. Есть методические рекомендации, утверждённые департаментом ЖКХ и разработанные им совместно с «Владгражданпроектом». Так там отчисления за содержание управляющей компанией составляют всего лишь 16%!..
Сергей Шахрай добавил, что на основании приказа, который вступил в действие 16 февраля 2016 года, управляющая компания теперь не сможет вписать в отчёт всё, что угодно. Каждая проделанная работа должна быть подтверждена подписью председателя совета дома или его уполномоченного. Если жители видят, что УК не выполняет работы по техрегламенту (обязательный минимум), то они могут обратиться и в жилинспекцию, и в свою администрацию. Чиновники должны выйти на этот дом, проверить УК и в течение пяти дней принять решение: если компания действительно недобросовестна, то необходимо организовать собрание по её переизбранию.
Гостям было задано немало вопросов: о поверке и замене индивидуальных приборов учёта, об установке индивидуальных газовых котлов; о низкой температуре горячей воды, которую приходится порой подогревать… Их очень удивила история, рассказанная одной из присутствующих женщин. За проект парковки для транспорта она заплатила 16 тысяч. В итоге оказалось, что по этой территории идёт газопровод – парковку делать нельзя…. «Если бы это случилось во Владимире, люди бы взыскали деньги с проектной организации, которая фактически развела их на деньги», — такова была реакция гостей. Подобных заявлений в ходе встречи было немало, что говорит о низкой правовой грамотности вязниковцев.
Комментарии