Много раз, читая воспоминания знаменитых советских лётчиков, доводилось убеждаться, что среди учебных учреждений военного времени Вязниковская военная авиационная школа пилотов (ВВАШП) занимает особое место для всей страны. С ней связаны имена прославленных лётчиков: командующего ПВО Московского округа генерал-полковника Бориса Бочкова; Героя Советского Союза Владимира Латышева; выдающегося лётчика-испытателя реактивной авиационной техники, Героя Советского Союза, генерал майора Александра Щербакова; первого советского лётчика, сбившего ракету класса «земля — воздух», генерал-лейтенанта Алексея Микояна. А для жителей Вязниковского района это ещё и история нашей малой Родины.
Очень многое из истории школы вязниковцы узнали от почётного гражданина Вязников, полковника ВВС Вячеслава Викторовича Кокорина, все годы войны бывшего инструктором ВВАШП. А сейчас с этой историей можно ознакомиться в Вязниковском музее авиации.
Летопись вязниковской авиашколы началась летом грозного 1941 года. Она началась со слияния двух лучших московских школ — Остафьевской и Серпуховской. Решением комитета обороны они переносились в Вязники. 28 августа для решения организационных вопросов в наш город вылетели комендант Остафьевского аэроузла капитан В.К. Попелюк и лётчик В.В. Кокорин. Они приземлились на аэродроме местного аэроклуба. На другой день их принял секретарь райкома ВКП(б) В.Г. Петров, решивший вопрос о размещении и питании личного состава школы. 3 сентября 1941 г. в Вязники перелетел основной лётный и технический состав. Курсанты, личный состав и члены их семей прибыли специальным эшелоном. На основании приказа командующего Московским военным округом от 15 сентября 1941 г. Остафьевская школа переименована в «Вязниковскую военную авиационную школу пилотов ВВС Красной Армии» и была увеличена на одну серпуховскую эскадрилью, которая 7 октября 1941 г. в полном составе так же перелетела в Вязники.
Начальником Вязниковской школы стал подполковник В.М. Цыганов. 30 декабря 1942 г. его сменил майор П.В. Колпачёв, который, был настоящим мастером пилотажа. Для быстрейшего обучения курсантов развернули сеть аэродромов. Центральным стал аэродром вязниковского аэроклуба. Но он не обеспечивал безопасной работы на истребителях. Поэтому у деревни Сергеево создали аэродром «Южный». Первая эскадрилья стала работать на «Северном», «Южном» и «Медведковском» (в районе Сергиевых-Горок). Вторая эскадрилья — на полевых аэродромах у деревень Зарослово и Лопатино под Муромом, а с 12 декабря 1942 г. один её отряд освоил взлётную площадку «Паустово».
Все курсанты начинали летать на учебном У-2, затем на учебно-тренировочном УТ-2 и лишь затем им доверяли истребители И-15. Они обладали хорошей маневренностью, и лётчик мог выполнять на них все фигуры высшего пилотажа. Далее курсанты осваивали истребитель И-16, который долгие месяцы оставался основным истребителем обучения. Позднее школа получила современные Як-1 и Ла-5.
С конца сорок второго года в Паустовском клубе разместился штаб второй эскадрильи и небольшая мастерская. В Сергееве была мастерская по оружию и казарма. Школа имела два полигона у озера Темное и у Паустово.
С осени 1941 года лётчики школы патрулировали участок железной дороги Ковров—Гороховец, чтобы не допустить налётов вражеской авиации на Горький. Боевые вылеты на перехват противника совершали попеременно 2 пилота.
В школе учились в основном выпускники аэроклубов и школ первоначальной лётной подготовки. Главный упор потому был сделан на теоретическую базу и методическую работу с курсантами. На их учёбу отводилось шесть месяцев с налётом 35 часов. С азов, но полной программе, учили летать штурманов; технический и политсостав. Школа была на отличном счету. Именно итоги ее работы повлияли и на решение Москвы послать на обучение в Вязники группу курсантов, состоящую из сыновей членов Советского правительства и партии. Это сыновья члена Политбюро и ГКО Анастаса Микояна, руководителя московской парторганизации Александра Щербакова, зампреда правительства Николая Булганина, генерального прокурора СССР Виктора Бочкова, начальника отдела ЦК ВКП(б) Бориса Иванова. Возглавляли группу подполковник Трунов и старший лейтенант Щербаков. Часто бывал в Вязниках Василий Сталин. Он, вероятно, и посоветовал эту лётную авиационную школу, в которой и сам учился летать еще в Серпухове. Учились дети высокопоставленных функционеров на «отлично» и ничем не отличались по условиям быта, распорядку дня, питанию, нарядам на работы от обычных курсантов школы. В свободное время вместе со всеми ходили на местную танцплощадку. В сентябре 1943 г., окончив курс обучения на Як-1, они были отправлены на фронт в боевые части.
Также в Вязниках прошли полный курс обучения 25 чехословацких граждан. Закончив обучение на Ла-5 в 1944 г., они были отправлены на фронт и часть их стала ударной силой знаменитого подпольного аэродрома «Три дуба», работавшего в тылу немецких войск в самом центре Европы.
Коллектив авиашколы сделал всё возможное, чтобы обеспечить действующую армию хорошо обученными кадрами. Полёты проводились в две смены с двухчасовым перерывом на обед. С 1941 г. по 1945 г. было выпущено 1620 лётчиков, которые уничтожили в общей сложности более полутора тысяч самолётов противника. 206 вражеских машин из них лично уничтожили 15 Героев Советского Союза — лётчики командного, инструкторского состава и выпускники школы. Всего же в годы войны и послевоенные годы звания Героя Советского Союза удостоены 23 выпускника Вязниковской военной авиационной школы пилотов.
В 1942 г.ВВАШП заняла первое место в соревновании училищ и школ Московского военного округа. Тогда же ей было вручено знамя от советских, партийных и профсоюзных организаций города Вязники, а в 1944 г. — очередное Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. После окончания войны от имени Верховного главнокомандующего страны Иосифа Виссарионовича Сталина Вязниковской военной авиационной школе пилотов была объявлена Благодарность.
Последний приказ по школе был отдан 21 ноября 1945 г., а акт о расформировании подписан 26 января 1946 г.
Комментарии