16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:07, 28.10.2021

Красавица с дипломатом и «на рогах»

/ Краеведение

Наверное, для большинства вязниковцев начала XXI века станет откровением то, что мода на кожаные пиджаки появилась не в прошлом столетии у начальников, а у крестьянской молодежи Владимирской губернии столетием раньше. Трудно поверить, что «убойной» вещью для жениха из вязниковских деревень всего сто лет назад считались шерстяные перчатки малинового цвета, носившиеся летом! И сразу не понять фразу, что, мол, у многих крестьян и крестьянок нашего края имелись свои дипломаты! Между тем дипломатом когда-то именовался популярный тип пальто, как мужского, так и женского. А прежде распространенное выражение «ходить на рогах» — это не о пьяном загуле или криминальной разборке, а о… крестьянской невесте, носившей дорогой шелковый платок, под который по моде подкладывались «козелки» из лучинок, образовавшие подобие рожек — это считалось знаком, что девка на выданье!

 

На Руси, как известно, по одежке встречают. Поэтому для наших соотечественников всегда было важно, что носить, особенно на людях. С течением времени менялись мода и представления о том, что пристойно одевать и как наряжаться. Традиционная русская одежда дольше всего продержалась в сельской глубинке. Начиная с рубежа XIX — XX веков, все большее влияние и на крестьянский гардероб стала оказывать западная традиция. Все чаще кафтанам и кокошникам шли на смену пиджаки и шляпки, которые обычно заносили на малую родину работавшие на городских заводах и фабриках селяне. Тем не менее, в деревне исконная одежда, хотя тоже видоизменяясь со временем, продержалась очень долго. Именно в глухих деревнях, начиная со второй половины прошлого века, этнографические экспедиции разыскивали чудом уцелевшие в бабушкиных сундуках доставшиеся от предков сарафаны и поневы, поддевки и рубахи. Но подлинных образцов старой одежды уцелело немного. И по большей части судить о том, в чем ходили крестьяне нашей Владимирской губернии столетие и более назад, можно лишь по старым фотографиям и письменным источникам той далекой поры.

Правда, иногда владимирские крестьяне попадали в поле зрения художников, благодаря чему мы имеем возможность увидеть облик селян разных эпох в цвете. Самые первые работы подобного рода — картины Михаила Шибанова «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора», написанные в 1774 и 1777 гг. в селе Старое Татарово нынешнего Вязниковского района. В середине XIX века академик живописи Федор Солнцев для альбома «Древности Российского государства» создал серию работ с изображением крестьянской одежды различных губерний, в том числе и Владимирской, хотя наш край в сущности оказался обойден вниманием живописца. В 1883 году знаменитый художник Виктор Васнецов написал портрет крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова, зимой подрабатывавшего извозчиком в Муроме. Это был эскиз для картины «Богатыри», где черты Петрова приобрел былинный Илья Муромец.

Однако существенные перемены в крестьянской одежде в Вязниковском уезде стали происходить уже ближе к концу XIX столетия и запечатлены на фото и в свидетельствах современников. В 1890-е годы прежде обычная в крестьянском обиходе посконная, самотканая одежда повсеместно уступала место изделиям из покупного ситца, который фабрики «русского Манчестера» — Иваново-Вознесенска Шуйского уезда Владимирской губернии производили в изобилии. Так преподаватель Владимирского женского епархиального училища Сергей Недешев, в котором учились дочери представителей вязниковского духовенства, в конце XIX века писал о земляках-крестьянах следующее:
«Будничной одеждой мужчин является ситцевая рубаха и нанковые или холщевые штаны сапоги похуже и картуз (шляпы и лапти почти вышли из употребления). В праздники надевают или пиджаки, или, большей частью, «сибирки суконные с борами назади, или суконные халаты». Молодежь одевается моднее: в трековые пары поверх расшитой рубахи, «щиблеты» или ботинки и непременно калоши. Состоятельная молодежь носит кожаные пиджаки. Девушки предпочитают платье сарафану. Поверх платья девицы носят холодные и теплые жакетки, длинные дипломаты и шубы; на голову повязывают ситцевые и шерстяные платки; из обуви носят шагреневые башмаки с пряжками «со скрипом», калоши. Девицы в нарядной одежде видят цель жизни и верное средство для «приличного» замужества. Отказывая себе в необходимом, лишая себя удовольствия в употреблении лучшей пищи, они всякую выгаданную копейку обращают в одежду».

Живший в конце XIX века суздальский этнограф Алексей Бобров писал о том, что будничная одежда владимирских, в том числе и вязниковских крестьян, «разнится от праздничной скорее тем, что имеет более солидный возраст и не отличается чистотой». А вот описание праздничной крестьянской одежды по Боброву: у мужчин это «чистый картуз, шапка, шарф, поддевка или крытый полушубок с кушаком, под который надевают штаны и рубаху с поясом. Молодежь надевает рубахи поцветистей и носит пиджаки. Старухи носят черные платки и считают за стыд носить цветной. Влияние города проявляется в том, что платья все чаще вытесняют сарафаны, появляются и кофточки».

Крестьянские девушки носили «коноватые ваты», точнее платки из коновата вида восточного шелка, а «ваты» — это скорее «фаты» — множественное число от привычного «фата». Именно под эти «ваты» подкладывались сделанные из лучинок подобия рожек — такова была причудливая сельская мода. «Про девушку в таком головном уборе скажут: «Она уж на рогах ходит — невестится». Это значит, что ей не менее 16 лет», — свидетельствовал А. Бобров.
Интересна цветовая гамма женских платков в суздальских селах и деревнях той поры. Девицы и молодые женщины носили непременно платки красного цвета, солдатки — белые, желтые или зеленые, вдовы и старухи — черные.

Земский деятель Владимирской губернии конца позапрошлого столетия Николай Дружинин оставил подробнейшее описание крестьянской одежды своего времени. Именно он поведал о том, что «парни летом из щегольства носят шерстяные перчатки малинового цвета». А вот одежда синих тонов там почему-то считалась подходящей лишь старикам. Н. Дружинин рассказал и о количественном составе крестьянских нарядов. Например, в семьях зажиточных крестьян у девушек тогда имелось по 15-20 платьев, у бедных — от 3 до 5, причем речь идет по большей части о шелковых праздничных платьях. Пожалуй, и сегодня таким числом парадной одежды располагает далеко не каждая жительница Вязников.

Любимыми цветами платьев были розовый или малиновый (мужские ситцевые рубахи чаще всего встречались красного и зеленого цветов). На праздник считалось необходимым одевать на девушку сразу по 2-3 платья одно на другое (а иногда и по 4-5 разом), в том числе и летнюю жару. Делалось это «для вящей пышности». Видимо, примерно так же старомосковские бояре круглый год прели в дорогущих собольих шубах. К тому же чем девушка выглядела пышнее, тем считалась более красивой. При этом Дружинин уточнял, что сельские девушки до «женских кальсонов еще не дошли» и кроме нижней юбки белья не носили.

Дружинин также оставил подробное описание пресловутого пальто-
дипломата: «Дипломат — летняя праздничная одежда, которая представляет из себя длинное пальто «с выямом для талии по спине и с небольшим, вершка в два вышины, стоячим воротником», слегка сосборенными плечами и застежкой спереди на пуговицах, воротник и рукава иногда опушаются мехом или обвязываются шерстью».

Наиболее модной и престижной мужской обувью у вязниковских крестьян считались сапоги лакированной кожи (их называли «верхом щегольства»). Забавной была традиция носить поверх сапог еще и галоши. Причем делалось это не с целью уберечь парадные сапоги от грязи, а так же, как с одеванием сразу нескольких платьев у девиц —«для вящей пышности». Причем сапоги с галошами носили даже жарким летом. Как свидетельствовал очевидец, «калоши и сапоги служат только украшением и надеваются в сухую погоду. Стоит пойти дождю — и сельский щеголь снимает сапоги, насаживает их на палочку и несет за плечами, боясь замарать праздничную обувь». И если главной в одежде девушек и женщин считалось платье, дипломат или шубка, а на обувь — ботинки или полусапожки обращалось менее внимания, то у парней и мужиков именно сапоги считались главнейшим элементом их «прикида». Такие парадные сапоги еще в третьей четверти XIX века крестьянские модники покупали даже по 10 рублей — примерно столько же тогда стоили лучшие форменные офицерские сапоги, в которых «их благородия» вращались в самых высших кругах!

Вот так одевались наши крестьянские предки. И их облик принципиально отличался от стереотипного, подчас даже почти карикатурного образа крестьянина в лаптях и армяке, который подавался в советских фильмах про «царское время» и какой подчас до сих пор можно лицезреть при выступлениях фольклорных коллективов.

М. Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777 год
Ф. Солнцев. Владимирская крестьянская девушка во время венчания. 1859 год
В. Васнецов. Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883 год
Тип одежды крестьянки до второй половины XIX века
Сцена из сельского быта
Крестьянская семья. Конец XIX века
Крестьянка Владимирской губернии. 1900 год. Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея
Крестьянка Владимирской губернии. 1900 год. Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея
Крестьяне у волостного правления. Начало XX века. Только старик справа в старой шляпе, когда-то повсеместно распространенной на селе. Остальные мужики и парни — в картузах
Крестьянские девушки. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1900-е годы
Крестьяне после ворошения сена

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:32, 21.11.2024 0 комментариев
В Музее песни прошёл вечер памяти Ларисы Сёминой / Земляки

Ученики певицы и автора песен о Вязниках познакомили гостей вечера с творчеством вязниковской певицы, участницы многих Фатьяновских праздников, автора песен. Ведущей и главной исполнительницей стала дочь Сёминой – Дария Курпаяниди.


теги:
10:03, 19.11.2024 0 комментариев
Роковой выстрел в последний день весны / Краеведение

В ясный теплый день 31 мая 1898 года, накануне начала лета, в селе Барское-Татарово Вязниковского уезда произошла трагедия. В господской усадьбе Протасьевых, расположенной посреди старинного тенистого парка на высоком берегу реки Мстерки, из револьвера застрелился 15-летний Евлампий Игнатьевич Демин. Вместе с родителями он гостил у своего дяди вязниковского земского начальника Ивана Евлампиевича Протасьева. Живописнейший уголок, материальное изобилие, отличные перспективы в жизни и почти летнее ласковое солнышко разом померкли для молодого человека. Причины рокового решения так и остались до конца не разъяснены. Безутешная родня несчастного самоубийцы всячески стремилась избежать огласки. Известно лишь, что роковой выстрел стал следствием неразделенной любви и неизбежного в подростковом возрасте юношеского максимализма...


09:52, 14.11.2024 0 комментариев
С творчеством Высоцкого в душе / Земляки

Вязниковский край по праву славится своими спортивными традициями и людьми, которые посвятили себя этой сфере. В их числе – известный легкоатлет Виктор Крестов. Человек, что и говорить, уникальный. В разные годы Виктор Финогентович  пробежал более 90 международных марафонов. Ему покорялись самые разные дистанции. Сегодня спортсмен  продолжает выступать, а для поддержания формы бегает по асфальту и лесным трассам несколько раз в неделю.


теги:
Архив блога