Название деревни Фофаново происходит от греческого имени Феофан, что в переводе означает «явление Бога». В православном календаре отмечается память 11-ти святых с этим именем. Наши предки имя Феофан для краткости переиначивали в Фофан. Так вместо Феофановых появились многочисленные Фофановы. Не стал исключением и наш край.
После Великой Смуты начала XVII столетия Фофаново стала вотчиной дворян Кислинских. Их родоначальник сын боярский Казарин Кислинский жил в начале XVII века. Его сын Константин Казаринович упоминается как царский стольник в 1627-1646 гг. Ему или его отцу первый царь из династии Романовых Михаил Федорович и пожаловал Фофаново за заслуги в боях против поляков и их пособников.
После кончины Константина Фофаново унаследовали его сыновья Леонтий, Василий и Петр. Из них получил большую известность старший из братьев Леонтий Константинович Кислинский. Сначала он состоял живописцем при Посольском приказе в Оружейной палате в Москве в 1671-1678 гг., где приобрел уникальные для того времени познания о химии и красках, прочитал много книг. В 1680 году Леонтия Кислинского царь Федор III Алексеевич назначил в сибирский город Енисейск письменным головой, а в 1682 году его перевели на должность письменного головы в Иркутск. Там Л. К. Кислинский проявил себя как энергичный администратор и знаток горного дела, имея наказ «проведывать у иноземцев и у русских людей всякими мерами накрепко» о месторождениях руд, красок, слюды и нефти. Он докладывал в Москву о найденной слюде по рекам Уре и Ангаре и около озера Байкал, о голубой краске на берегах реки Витим, о месторождении графита, о селитряных землях, о признаках нефти в скважине при впадении реки Иркут в Ангару. В 1689-1691 гг. Леонтий Кислинский служил воеводой в Братском остроге и Иркутске, в 1692 году Петром I был пожалован в царские стольники, переведен в Москву и в 1697 году по болезни уволен со службы.
Его братья Василий и Петр Кислинские известны гораздо меньше. Пережил братьев Василий Констатинович Кислинский — он был жив еще в 1716 году.
В 1678 году в деревне Фофаново насчитывалось 9 крестьянских дворов, а в 1715 году там же значилось 7 дворов крепостных крестьян. Учитывая размеры патриархальных семейств того времени, можно предположить, что в деревне Фофаново тогда проживало 70-80 человек.
Наследниками братьев Кислинских стали три сына Василия Констатиновича, так как ни Леонтий, ни Петр детей не имели. Из братьев Васильевичей старший Петр почти безвыездно жил в своих имениях, освобожденный от обязательной тогда для дворян службы по состоянию здоровья. Второй из братьев Григорий Васильевич служил в армии Петра Великого в драгунах, участвовал в Северной войне со Швецией и закончил военную карьеру в чине премьер-майора. В 1731-1736 гг. он занимал должность шуйского воеводы, в 1738-1740 гг. был главой «Канцелярии следствия адмиралтейской доимки» в Уфимской провинции — собирал недоплаченные налоги на нужды флота в целом регионе. Скончался Г. В. Кислинский в 1746 году. Третий из братьев Федор Васильевич Кислинский служил вахмистром во Владимирском драгунском полку.
В 1744 году в деревне Фофаново насчитывалось 84 постоянных жителя — 41 мужского и 43 женского пола крепостных крестьянских «душ».
Фофановскую вотчину унаследовал сын Григория Васильевича Кислинского Матвей. Он служил в армейской кавалерии, к 1771-м вышел в отставку в чине корнета, избирался заседателем уездного суда и скончался в 1804 году в 63-летнем возрасте.
В 1782 году в деревне Фофаново насчитывалось 102 постоянных жителя — 47 мужского и 52 женского пола. Наследниками отставного корнета Матвея Григорьевича Кислинского стали его сыновья поручик Дмитрий, прапорщик Александр и подпоручик Николай. Век братьев Кислинских оказался короток. К началу 1820-х гг. они уже умерли.
В 1816 году по седьмой ревизской переписи, проведенной вскоре после окончания наполеоновских войн, дабы учесть перемены военных лет, в деревне Фофаново значилось 50 мужского и 57 женского пола душ крепостных крестьян господ Кислинских, которым данная вотчина принадлежала нераздельно.
Николай Матвеевич Кислинский потомства не оставил, и деревню Фофаново унаследовали двоюродные братья: два сына Дмитрия Матвеевича Кислинского Петр и Иван, а также сын Александра Матвеевича Кислинского Матвей. Петр Дмитриевич Кислинский служил в Суздальском и в Тарутинском пехотных полках, потом избирался заседателем Суздальского уездного суда и закончил карьеру губернским секретарем. Он был женат на Серафиме Шагановой, дочери московского купца Федора Федотовича Шаганова. Тесть Кислинского занимался строительными подрядами и построил здания присутственных мест во Владимире (сейчас это «палаты», занимаемые Владимиро-Суздальским музеем). За супругой Петр Дмитриевич получил богатое приданое. Его брат Иван Дмитриевич Кислинский стал военным инженером, но умер совсем молодым в 1841 году, уже имея к тому времени чин капитана. Жениться он не успел.
Двоюродный брат Петра и Ивана Дмитриевичей Матвей Александрович Кислинский жил в Юрьев-Польском, где служил уездным казначеем, получив чин коллежского советника и орден св. Анны III степени. Он скончался в январе 1891 года. Свою долю в деревне Фофаново Матвей Александрович уступил племянникам — сыновьям Петра Дмитриевича Кислинского.
Эти племянники Дмитрий, Александр и Михаил стали последними помещиками деревни Фофаново. Дмитрий Петрович Кислинский в 1848 году окончил Владимирскую гимназию с золотой медалью и подавал большие надежды, но вскоре скончался. Следующий из братьев Александр Петрович Кислинский дослужился в армии до подполковника и умер в 1909 году во Владимире. Самую впечатляющую карьеру сделал младший из братьев Михаил Петрович Кислинский. Он окончил Владимирскую гимназию с серебряной медалью, а потом служил чиновником канцелярии статс-секретаря императора (примерный аналог администрации Президента). Закончил службу Михаил Петрович Кислинский в чине тайного советника, равного генерал- лейтенанту, и скончался в 1891 году.
При «генерале» Кислинском, как его называли его крестьяне, было отменено крепостное право. Из 450 десятин земли при деревне Фофаново помещик большую часть уступил своим мужикам в счет выкупных платежей, причем каждый житель деревни мужского пола получил надел в 4,5 десятины (4,9 гектара), не считая лесов и сенокосов, находившихся в общем общинном пользовании.
К началу 1850-х гг. в Фофаново оставалось 95 жителей — 42 мужского и 53 женского пола. Часть из местных крестьян откупились от помещика на волю, так как среди них некоторые занимались офенской торговлей и накопили необходимые капиталы.
Деревня Фофаново значилась в приходе храма села Кувезино Вязниковского уезда. Но в списках населенных мест Владимирской губернии 1895 года данное селение уже не значится. Скорее всего, Фофаново уничтожил сильный пожар, которые в ту пору случались очень часто, а его жители переселились в соседние селения.
Сегодня то место, где когда-то в течение нескольких веков стояло Фофаново, поросло лесом, и следов селения там почти не осталось. Лишь остатки деревенского пруда и груды камней среди поросли напоминают о забытой вязниковской деревне в честь святого Феофана.
На иллюстрации:
- Офицер драгунского полка при Петре I — примерно так выглядел Григорий Васильевич Кислинский
2. Последний помещик деревни Фофаново Михаил Петрович Кислинский
Комментарии