16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:39, 17.03.2022

ПРОСЛАВЛЕННЫЙ РЕЧНИК ВАСИЛИЙ КОЛПАКОВ

/ Краеведение

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения Василия Ивановича Колпакова – героя гражданской войны и ветерана Клязьменского Эксплоучастка МОУРПА. Человека, чье имя носит одна из улиц города Вязники.

Василий Иванович Колпаков родился 1 января 1897 года в семье крестьянина деревни Рождествино Фоминской волости Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Отец работал на водном транспорте в должности лоцмана у пароходчика Матвея Егоровича Николаева Матвея Егоровича уроженца села Фоминки Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Лоцман должен был хорошо знать береговую обстановку и местный фарватер – особенно в местах, представляющих опасность. Ну а Василий с ранних лет тоже был у реки. Он работал погонщиком лошадей, которые тянули баржи вдоль реки Клязьмы, и своими глазами видел, насколько тяжёл бурлацкий труд.

Колпаков В.И. окончил 2 класса сельской школы, не окончив полного курса обучения. Позднее он напишет в автобиографии: «Я в 1908 году пошел на водный транспорт в должности матроса к бывшему судовладельцу Николаеву, проработал до 1916 года и был призван в царскую армию в 4 Гусарский Мариупольский полк рядовым».
В 1917 году герой этого материала добровольно поступил в 8 Латышскую дивизию РККА. С 1918 по 1923 год он воевал в составе 1 конной армии 14 майкопской кавалерийской дивизии РККА 81 кавалерийского полка и 1 эскадрона. Был помощником командира взвода. В этом качестве Колпаков принимал участие в Кубано-Новороссийской операции против войск Деникина, разгроме войск генерала Врангеля в Крыму, в разгроме Мамонтова К. К. и Шкуро А. Г.

Его отличали дух боевой отваги, мужество и героизм. 26 марта 1921 года Колпаков В.И. был награжден первым советским орденом Красного Знамени. В свидетельстве за подписью Ворошилова Климента Ефремовича было сказано: «За исключительный героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при защите социалистического Отечества на врангелевском фронте, где он под населенным пунктом Рождественское, невзирая на явное превосходство сил противника, один из первых бросился в атаку, увлекая за собой красноармейцев и будучи ранен продолжал оставаться в строю, преследуя противника, кроме того, несмотря на повторные ранения зарубил лично 3 белогвардейцев». Имел наш земляк и другие награды.

В 1923 году Колпаков В.И. демобилизовался и ушел на водный транспорт, где и проработал 35лет – вплоть до 1958 года. С открытием навигации он поступает штурвальным на пароход «Благодарный». Он работал на пассажирской линии «Плес — Москва — Рязань». Она действовала ежедневно по открытию шлюзов. До спада воды пароход «Благодарный» работал на линии Рязань – Солотча — Коломна. Здесь Василий Иванович научился всему, чего требует нелегкая профессия речника. Он принимал активное участие в профсоюзной работе водного транспорта, являлся профуполномоченным парохода «Благодарный». В межнавигационный период жил в городе Вязники, снимая квартиру на улице 3-го Интернационала в доме №6.

27 декабря 1923 года Василий Иванович Колпаков женится на Изотовой Марии Петровне (1904-1992гг.) В «Книге регистрации актов о заключении браков за 1923 год» указывается род занятий жениха и невесты. Колпаков Василий Иванович — штурвальный, Мария Петровна — ткачиха. Жить молодожены стали у родителей невесты. Однако в 1924 году семья переезжает в город Шуя Ивановской области по месту службы. Василия Ивановича избирают председателем месткома отделения речников. 13 января 1924 года он был принят в кандидаты ВКП (б), а 4 октября – в члены ВКП(б).

21 октября 1924 года в городе Шуя у Колпаковых родилась дочь Людмила. В навигацию года следующего Колпакова В.И. назначают капитаном буксирного парохода «Шуя», который был построен в 1915 году в Нижнем Новгороде.

2 января 1926 года в городе Вязники у Колпаковых появилась на свет вторая дочь Нина. В конце этого же года речник снова возвращается сюда и работает в Вязниковском затоне Волжского Государственного речного пароходства, получая заработную плату в 42 рубля. Эта был обычный доход. Причем для членов ВКП(б) имелся установленный партмаксимум.

В 1927 году Василия Ивановича переводят капитаном парохода «Красный котельщик». Жизнь его хорошо характеризует бланк «Всесоюзной партийной переписи 1927 года» Колпакова В.И. члена партийной ячейки «Вязниковского затона Волжского Государственного речного пароходства». Так, отец семейства и его близкие не имели земли, сада, огорода, скота и сельскохозяйственного инвентаря. Они не арендовали землю у других хозяйств. Семья жила на съемной квартире, на каждого приходилось 3 1/2 аршина жилой полезной площади.

С 1927 по 1930 годы Колпакова В.И. направляют на работу в Гороховецкий уезд представителем от ГК КПСС по «чистке госаппарата и участия в коллективизации». Супруга Мария Петровна и 2 дочери живут в его родительском доме в деревне Рождествино. Там 16 апреля 1930 года родились двойняшки — Тамара и Клара.
В навигацию 1930 года Василий Иванович вернулся на водный транспорт и был назначен капитаном грузопассажирского парохода «Шторм», который работал на линии Вязники — Горький. Мощность — 125 лошадиных сил, грузоподъемность – 30 тонн. Транспорт перевозил на своем борту 250 человек.

Газета «Пролетарий» писала: «В навигацию текущего года Вязниковское агентство речного пароходства имеет значительные успехи. В течение навигации планом было намечено перевезти 65000 пассажиров. Обслужено 99193 человека. По перевозке грузов большой скорости план выполнен на 105,9% и по малой скорости на 125,6%. Лучшей работе по перевозке грузов мешало мелководье. В июне и июле из-за мелководья приходилось загружать суда на 35-40%. Пароход «Шторм» в этом году ходил с большой перегрузкой. Вместо 300 человек на нем перевозили 500-600 пассажиров».

В 1932 году Колпаков В.И. был назначен капитаном грузопассажирского парохода «Робеспьер», который работал на линии Плес Нижний Новгород – 8 Февраля. Ходил 4 раза в неделю. Это судно до Октябрьской революции принадлежало Товариществу Южской мануфактуры Балина А.Я. Наш герой был ударником первой пятилетки (1928-1932гг.), за что его отметили грамотой Средне-Окского портового комитета 5 ноября 1932 года. В 1933 году Колпакова В.И. переводят на реку Оку на грузопассажирский пароход «Литвинов», который работал на линии Горький-Муром. Через год он уже капитан грузопассажирского парохода «Пестель» на линии Плес Нижний Новгород — Муром – Касимов. Наградили его и за вторую пятилетку как труженика, активно проявившего себя в борьбе за досрочное выполнение в навигацию 1934 года плана по судоремонту парохода «Робеспьер».

В 1935 году Василия Ивановича переводят в качестве повышения капитаном на большой грузопассажирский пароход «Свердлов», который работал по Оке и Волге.
Знаковым для Василия Ивановича стал следующий год. В 1936-м он был назначен капитаном большого пассажирского парохода «Фрунзе» на линии Москва-Уфа, который совершал рейсы с 1 июня по 1 сентября. Это было самое лучшее время для рек Волжского Бассейна. Пароход проходил известный в советское время «маршрут пяти рек»: Москву, Оку, Волгу, Каму, Белую. Необходимо было проходить по территории Московской, Рязанской, Владимирской, Горьковской областей, а также Марийской АССР, Чувашской АССР, Татарской АССР и Башкирской АССР. Василий Иванович был профессионалом своего дела, не раз доказывал это и очень любил свою работу. Довелось ему потрудиться и на других суднах. А когда началась Великая Отечественная война, Колпаков был назначен заместителем по политической части начальника Вязниковского технического участка Московско-Окского Бассейнового Управления Пути Жукова Владимира Васильевича.

После начала Великой Отечественной, осенью 1941 года. Колпаков был был назначен заместителем по политической части начальника Вязниковского технического участка Московско — Окского Бассейнового Управления Пути Жукова Владимира Васильевича. Была объявлена мобилизация. На фронт уходили лучшие кадры Вязниковского Технического участка, чтобы с оружием в руках защищать Родину.

3 октября 1941 года Колпаков В.И. также был мобилизован в РККА на военные сборы на основании повестки Горвоенкомата. После сборов он вернулся в Вязниковский технический участок и приступил к исполнению своих обязанностей.
Василий Иванович отвечал за организацию и состояние военно-политической работы, воспитывал личный состав в духе патриотизма, осуществлял военно-политическое информирование, рассказывал о положении на фронтах, событиях в стране и мире. В условиях военного времени он проводил работу, направленную на формирование высоких моральных качеств у личного состава Вязниковского технического участка. Руководитель ездил в командировки в Москву, участвовал в вопросе призыва новобранцев и военнообязанных запаса в РККА.

Позднее в биографии Василия Ивановича была работа на должности шкипера брандвахты Б204. Его назначали ответственным руководителем по ремонту непаровых судов. А 23 августа 1943 года он был переведен на работу в Клязьменский эксплоучасток МОУРПА диспетчером. В 1948 году речник получил медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг.».

В 1951 году Василию Ивановичу Колпакову выделили участок земли по Муромскому переулку размером около 62 квадратных метров — под строительство дома. В итоге он возвёл добротный одноэтажный дом из дерева. Затем рядом c родительским домом по Муромскому переулку были построены еще 2 одноэтажных деревянных дома под №9 и №11 для дочерей.

5 ноября 1954 года Колпаков Василий Иванович Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден высшей государственной наградой — Орденом Ленина. В многочисленных грамотах отмечалась его долгая и безупречная работа. В 1958-м речник ушел на заслуженный отдых, однако сохранял бодрость духа и занимался общественной работой. Скончался Василий Иванович 27 марта 1962 года. Спустя пять лет Исполком Городского Совета принял решение №402 — переименовать Муромский переулок в улицу ветерана гражданской войны Колпакова Василия Ивановича. Нам же остаётся сохранять память о человеке, который внёс немалый вклад в развитие страны и родного края.

Е. Лебедева, сотрудник Вязниковского историко-художественного музея.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:32, 21.11.2024 0 комментариев
В Музее песни прошёл вечер памяти Ларисы Сёминой / Земляки

Ученики певицы и автора песен о Вязниках познакомили гостей вечера с творчеством вязниковской певицы, участницы многих Фатьяновских праздников, автора песен. Ведущей и главной исполнительницей стала дочь Сёминой – Дария Курпаяниди.


теги:
10:03, 19.11.2024 0 комментариев
Роковой выстрел в последний день весны / Краеведение

В ясный теплый день 31 мая 1898 года, накануне начала лета, в селе Барское-Татарово Вязниковского уезда произошла трагедия. В господской усадьбе Протасьевых, расположенной посреди старинного тенистого парка на высоком берегу реки Мстерки, из револьвера застрелился 15-летний Евлампий Игнатьевич Демин. Вместе с родителями он гостил у своего дяди вязниковского земского начальника Ивана Евлампиевича Протасьева. Живописнейший уголок, материальное изобилие, отличные перспективы в жизни и почти летнее ласковое солнышко разом померкли для молодого человека. Причины рокового решения так и остались до конца не разъяснены. Безутешная родня несчастного самоубийцы всячески стремилась избежать огласки. Известно лишь, что роковой выстрел стал следствием неразделенной любви и неизбежного в подростковом возрасте юношеского максимализма...


09:52, 14.11.2024 0 комментариев
С творчеством Высоцкого в душе / Земляки

Вязниковский край по праву славится своими спортивными традициями и людьми, которые посвятили себя этой сфере. В их числе – известный легкоатлет Виктор Крестов. Человек, что и говорить, уникальный. В разные годы Виктор Финогентович  пробежал более 90 международных марафонов. Ему покорялись самые разные дистанции. Сегодня спортсмен  продолжает выступать, а для поддержания формы бегает по асфальту и лесным трассам несколько раз в неделю.


теги:
Архив блога