Собрав по разрозненным источникам всё, что можно было найти, не выезжая из Вязников, получаем вот такую картину:
Гейман Василий Васильевич — автор книги «По градам и весям родной земли», один из руководителей Российского императорского автомобильного общества, полковник-инженер путей сообщения, российский автогонщик, спортивный судья, журналист. Печатался в «Новом времени». Из сохранившейся прессы и воспоминаний ветеранов автоспорта известно, что в начале XX века В.В. Гейман неоднократно был победителем соревнований автомобилистов. Скажем так — он далеко не последний человек в высших кругах Российской Империи и один из «патриархов» национального автоспорта. Позднейшая информация по полковнику Гейману более противоречивая. В некоторых источниках он упоминается как один из организаторов транспортного снабжения российской армии в годы Первой мировой войны, а в 1918 году был в составе специалистов, «ожививших» паровозы и доставивших хлеб из Царицына в голодающие Москву и Петроград. Далее следы Василия Васильевича Геймана теряются в событиях лихолетья иностранной военной интервенции (1918 — 1920), когда армии 14 государств пытались растерзать территорию России.
Гораздо больше информации о судьбе главного гонщика дореволюционной России и основного водителя приехавшего 13 июля 1913 года в Вязники экипажа:
Андрей Платонович Нагель — охтинский купец второй гильдии, окончивший юридический факультет Петербургского университета и некоторое время работавший в Министерстве путей сообщения и, одновременно, сотрудничавший с несколькими спортивными журналами. Занимался конным, велосипедным, мотоциклетным и автомобильным спортом и фигурным катанием (знаменитый фигурист «Аэнь»). В 1900 г. Нагель начал издавать журнал «Спорт». В 1902 г. основал журнал «Автомобиль», который выходил до 1917 г. и был крупным авторитетным автомобильным изданием в начале XX столетия в России. В разное время он издавал и другие журналы: «Двигатель», «Аэро», «Аэро и автомобильная жизнь». В 1908 году Андрей Нагель совершил первую крупную автомобильную поездку в Европу — в Париж и Венецию и написал о ней репортажи. А в следующем году — поехал в Рим и Неаполь и даже взобрался на Везувий на отечественном автомобиле «Руссо-Балте». Впервые — вместе с кинооператором, снимавшим весь ход автопробега. Нагель стал первым белым человеком, путешествовавшим на автомобиле по Африке. Он же в 1912 году первым из россиян принял участие в ралли «Монте-Карло». Это было всего лишь второе издание легендарного ралли, существующего и в наши дни. А. П. Нагелю, за участие в ралли, пропаганду отечественного автостроения и за деятельность на благо России император вручил орден Святой Анны III степени.
Не поняв и не приняв русскую революцию и посчитав, что российское автомобильное дело более не возродится, в феврале 1920 года Андрей Нагель с семьёй иммигрировал во Францию. О том, что был не прав, он поймёт лишь 12 лет спустя, но второй раз ломать уклад жизни не станет — ему было уже 55 лет.
Точных сведений о том, чем Андрей Платонович занимался первые годы жизни в Париже, нет. Известно лишь, что в 1922 году судьба привела его в франкомасонскую ложу «Астрея», которая была организована русскими иммигрантами. Спустя два года 11 ноября 1924 года его исключают из «Астреи» за «недостойное поведение и неправильное отношение к большевицкой России». По непроверенным данным, во Франции Нагель работал как инженер-автомобилист. Жил в он Нейи-сюр-Сен — в то время ближнем пригороде Парижа, где располагалось несколько известных автомобильных предприятий. Как журналист сотрудничал с газетой/журналом «Возрождение» – с одним из самых известных русскоязычных изданий Парижа. Позднее — с газетой «Русская мысль». В целом же создается впечатление, что Андрей Платонович сознательно старался оставаться в тени, не привлекая к своей персоне лишнего внимания. Вероятно, поэтому свидетельств его пребывания в эмиграции осталось так немного. Последняя статья Нагеля была напечатана в ноябре 1956 года на одной полосе с объявлением о его смерти, гласившим: «Редакция „Русской мысли“ с глубоким прискорбием извещает о скоропостижной кончине своего сотрудника Андрея Платоновича Нагеля, последовавшей в Париже в субботу 10 ноября. Похороны состоялись во вторник 13 ноября на кладбище в Нейи. В 9-й день кончины, в воскресенье 18 ноября после литургии в храме на рю Дарю будет отслужена панихида». Так завершилась жизнь и великолепная карьера одного из самых прославленных первых российских автогонщиков.
Теперь о третьем известном члене экипажа, приехавшем в 1913 году в Вязники:
Сергей Авдеевич Оцуп — фотограф, кинооператор, журналист. Доподлино известно, что жил он в Царском Селе. Некоторое время учился в Петербургском университете на физико-математическом отделении, но не закончил его. В 1915 году был призван на военную службу. Где и кем служил — пока не известно. Сергей Оцуп выходец из знаменитой фотографической династии, представители которой прославились снимками известнейших людей, в том числе принадлежавших к монаршей семье, руководству Российской империи, РСФСР и СССР. И, как веяние того времени, Сергей Оцуп просто обожал технические виды спорта и был неизменным главным фотолетописцем на главных автоспортивных, мотоциклетных и авиационных событиях той легендарной эпохи.
Кроме этого в составе экипажа, который встречали вязниковцы 13 июля 1913 года был второй водитель-механик по имени Сергей. Более точных данных по нему пока ещё не установлено.
Необходимо добавить, что утром 14 июля весь экипаж «Руссо-Балто» в Вязниковском Казанском соборе, у Чудотворной иконы Божией Матери, молился «за процветание российского автомобильного промысла и российского автомобильного спорта». Как видим из истории, небо услышало их просьбы и с 1930 года в СССР началось развиваться производство автомобильной техники а 1937 года начался бурный расцвет автомобильного спорта.
(По материалам отечественной и зарубежной прессы. Фото из архива автора.)
Комментарии