А в августе 1190 года Владимир вновь горел. Возможно, что тогда тоже стояла аномально жаркая погода, так как опустошительные пожары для конца лета в отечественной истории нетипичны. Печей в ту пору еще не топили, поэтому возможностей для загорания было значительно меньше. Но в 1190-м во Владимире на Клязьме сгорело около 1000 (!) жилых домов, а также 14 церквей. Едва удалось отстоять от огня дворец великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, которому потом пришлось изрядно потратиться на восстановление своей столицы.
Самый же первый документально отмеченный пожар во Владимирском крае имел место 914 лет назад в 1096 году во время междоусобной войны между князем Олегом Святославичем (прозванного в «Слове о полку Игореве» Гориславичем) и его двоюродным братом Владимиром Мономахом. Тогда войско сына Мономаха князя Муромского и Суздальского Изяслава Владимировича (внука по матери последнего короля Англии из саксонской династии Гаральда II), сошлось у Мурома с ратью Олега Гориславича. Изяслав был разгромлен и убит. Тогда против Олега двинулся сам Владимир Мономах. Гориславич отступил, но перед тем, как уйти, приказал сжечь Суздаль дотла.
Наиболее же давний масштабный лесной пожар, оставивший след истории, произошел примерно 630 лет назад на территории нынешнего Ковровского района. Огромный участок территории со сгоревшим лесом с несколькими селами и десятками деревень близ современных села Павловское и Иваново (Иваново-Эсино) так и назвали «Пожар». В конце XIV века эту землю — волость Пожар получил в удел старший сын местного владетеля князь Василий Андреевич Стародубский, которого стали называть Пожарским. Его прямой потомок знаменитый воевода Дмитрий Михайлович Пожарский обязан известной на всю Россию фамилией тому самому давнему лесному пожару!
1 июня 1703 года сильнейший пожар почти полностью уничтожил город Ярополч и нанес большой урон Вязниковской слободе, в том числе пострадал и каменный Казанский собор, а чудотворный образ Казанской Божией Матери пришлось временно перенести в старейший вязниковский каменный Никольский храм. Как указывали в тогдашних документах, «город Ярополч с Вязниковскою слободою погорел без остатка. Причем известно даже место первоначального возгорания – некая Кривая улица Ярополча, от которой уже давным-давно ничего не осталось.
Еще один большой пожар опустошил Вязники – только что новоучрежденный уездный город в ночь на 15 июня 1787 года. Причем тогда сгорело деревянное здание уездных присутственных мест – тогдашний аналог нынешней районной администрации со всеми архивами, что является большой потерей для историков.
На следующий год в октябре 1788 года сильнейший пожар почти полностью уничтожил соседний город Ковров, где уцелели от огня только каменная Христорождественская церковь, казенные магазины у реки Клязьмы и небольшая часть домов. После этого бедствия город пришлось фактически отстраивать заново. С 9 на 10 июля 1834 года Ковров вновь пострадал от большого пожара. Тогда сгорело 130 домов, в том числе местная мэрия с ценнейшим архивом, в том числе грамотами князей Ковровых и самый большой в городе каменный дом купцов Шагановых.
А в Вязниках в следующий раз огонь опустошил почти весь центр города 14 июля 1873 года, когда пламя из летней печки во время варки вишневого варенья на подворье некоего вязниковского мещанина Коряковцева, раздуло сильным ветром и пожар быстро распространился на соседние дома, а потом и улицы. Тогда уже действовал телеграф и была построена Московско-Нижегородская железная дорога. Поэтому на помощь вязниковцам оперативно прибыла на экстренном поезде из Владимира целая спасательная экспедиция во главе с владимирским вице-губернатором статским советником Василием Семеновым и начальником владимирского губернского жандармского управления полковником Павлом Беловодским.
Единственная в ту пору светская газета во Владимирском крае «Владимирские губернские ведомости» писала в июле 1873 года об этом происшествии:
«В субботу, 14 числа, в 11-м часу утра, вспыхнул здесь пожар на Масляной улице в доме мещанки Коряковцевой и при сильном порывистом ветре очень быстро распространился. И вдруг загорелись дома в разных местах, так что тушить пламя не было уже никакой возможности. Весь город пришел в ужас; тотчас же телеграфировали во Владимир к губернатору и по распоряжению его Превосходительства, с экстренным поездом железной дороги прибыли в Вязники из Владимира: Вице-губернатор В.А. Семенов, начальник губернского жандармского управления полковник Беловодский, от города 3 трубы пожарные с обозом и 120 человек нижних чинов от губернского баталиона и 10 Новоингерманландского полка, с тройми офицерами, а с Ковровского механического заведения общества железной дороги 60 человек рабочих и так же 3 огнегасительные инструмента с обозом. Но огонь не ждал, и к прибытию этой благодательной помощи пылало уже до 200 домов. Огонь приближался уже к корпусу Присутственных мест и к тюремному замку, но усиленными действиями нижних чинов и рабочих, прибывших из Коврова и Владимира, дальнейшее распространение огня прекращено. Кроме частных домов сделались жертвою пламени здания, занимаемые Почтовой конторою и станциею, Дворянскою опекою, Съездом мировых судей, Земскою больницею и Земскою Управою. Впрочем, больных всех успели перевезти в полковую больницу, спасены так же все суммы, дела и документы в помянутых местах, только в Земской Управе все погибло, так как никого в ней не было».
Такова лишь краткая хроника пожарных бедствий в нашем крае. И нельзя забывать о том что даже сейчас в XXI веке при всей современной технике «красный петух» всегда может клюнуть, причем внезапно и очень чувствительно!
Комментарии