Отдохнув пару дней на Байкале, двинулись дальше. Пересекли границу с Бурятией, погостили в Улан-Удэ. Буряты оказались гостеприимными и очень добродушными людьми. Приветливыми к русским. Здесь проживает много русских семей, сосланных когда-то царскими властями в Сибирь. Русские с бурятами очень дружны. В книжном магазине я случайно увидела пособие для детей по изучению бурятского языка. Продавщица сказала, что буряты почти забыли родной язык и говорят на нём очень мало. Теперь, дабы сохранить исконный язык, бурятскому учат с детства.
22 июля, девятнадцатый день.
На автобусе едем в сторону города Кяхты. В переводе с монгольского название означает «пырейное место». Сергей проспал нашу остановку, а водитель забыл предупредить. Пришлось идти назад пешком несколько километров. Стояла сильная жара, солнце жгло беспощадно, так что было трудно дышать. Мы двигались к монгольской границе. Дошли до какой-то остановки, откуда вылез бродяга и попросил воды. Мы дали немного. Вдалеке виднелись очертания деревни. Мы пошли туда в надежде купить еду.
В поселении возникло ощущение, что мы неожиданно переместились в пространстве лет эдак на 100 назад. В деревне старые, только деревянные дома. На улице – никого. Не было даже деревьев. Всё местечко «вымерло» по неизвестной причине. Жара забирала последние силы, нервы — на пределе, настроение ужасное. С трудом нашли какой-то плохонький магазинчик, купили и съели какую-то еду. Продавщица показала, где можно набрать воды. На водокачке мы напились, намочили футболки и головные уборы. Снова вернулись на трассу, время от времени там проезжали машины, но никто нам не тормозил… Мы начали ссориться, жара убивала…
Неожиданно одна из машин остановилась и водитель открыл дверцу. В салоне уже сидел человек с рюкзаком, но мы готовы были ютиться на любых сантиметрах, лишь бы ехать. Позже я запишу в дневнике очередное правило автостопа – «У границы стопа нет».
Нашими спасителями оказались муж и жена, чьи свободомыслящие предки по приказу Екатерины II были выселены на «мёртвую землю». Пара оказалась очень скромной и добродушной. Супруги разговаривали с нами уважительно и предлагали посильную помощь. Их третьим пассажиром оказался поляк Камил. Как и мы, он тоже направлялся в Монголию. Решили двигаться дальше втроём. Проехали Кяхты, вышли поближе к границе, в буквальном смысле вступили на Великий Шёлковый путь. В этом месте границу нельзя было перейти пешком, поэтому выторговали так называемое такси. Водитель провёз нас примерно на 50 км нейтральной зоны. Как только вышли в Монголии, на нас сразу накинулись меняльщики денег. Камил замотал головой и на ломаном русском попытался нам объяснить, что здесь менять деньги не надо. Дальше мы пошли пешком.
Когда очередная проезжавшая мимо нас машина останавливалась, мы кричали: «Денег нет». Водители сразу же давили на газ. Один всё же нас посадил. Мы пытались объяснить ему, что мы путешественники и у нас нет денег. Он тоже нам что-то говорил, но мы друг друга так и не поняли. Кроме нас в машине было ещё несколько мужчин и женщин, и мы не знали, куда едем. Но сбежать не хотелось: было ощущение, что нам желают добра.
Оказалось, водитель привёз нас к себе домой. Поначалу мы растерялись. Монголы почти не понимают русского языка, как и мы монгольского. Но хозяева жестами дали нам понять, что мы можем остановиться на ночлег у них в огороде. Уже темнело, и мы с радостью поставили палатки.
Позже нас пригласили в дом. Всё было просто и бедненько, но чисто. Хозяйка поставила угощение: сыр, печенье, какую-то другую еду. Мы принесли свои хлеб, рыбу и паштет. С удовольствием в гостеприимной и дружеской обстановке поужинали. Старались общаться, показывали друг другу фото, обменялись адресами.
Прежде чем уснуть в своей палатке, я не могла успокоиться: «Мы в Монголии, друзья мои! Это вам не хухры-мухры. Я забралась за тридевять земель от дома!».
(Продолжение следует).
Комментарии