Однако клязьминское русло изобиловало опасными для судоходства мелями, из которых самым серьезным препятствием на пути купеческих караванов по праву считалась Венецкая мель, расположенная между Мстерой и Ковровом. Река в том месте делала крутой поворот меж лесных берегов, из-за чего заметить перекат издали было невозможно, особенно в темноте или тумане. Не раз случалось, что тяжелогруженые барки выносило прямо на песчаную банку, где они разламывались или переворачивались. Некоторые суда, пытаясь уклониться от мели, врезались в береговую кручу, разбиваясь в щепы.
Именно поэтому на высокой круче на правобережье Клязьмы напротив Венецкой мели примерно четыре столетия назад и построили деревянный храм в честь Архангела Михаила, который стал уникальным речным маяком. Позже там был возведен каменный храм, закрытый и разоренный в начале Великой Отечественной войны. А его последним настоятелем стал уроженец города Вязники Иосиф Миловидов, погибший в пору массовых репрессий конца 1930-х гг.
Если закрыли храм на Венце в начале Великой Отечественной, то построили вскоре после Отечественной войны с Наполеоном. После грозных событий 1812 года во многих селах и городах Российской империи строились новые храмы в честь избавления от нашествия и великой победы. То же случилось и в погосте Венец. С 1812 года на Венце священствовал местный уроженец Симеон Кириллович Венецкий. Отец Симеон замыслил устроить вместо старого деревянного новый каменный храм. За помощью батюшка обратился к прихожанам — крестьянам окрестных деревень, многие из которых были офенями.
Сегодня мало кто помнит это название «странствующих рыцарей наживы», как когда-то называли торговцев из крестьян, ходивших с лубяными коробами, доверху наполненными различными товарами — от женских украшений, платков и лент до книг и икон. Отсюда и второе, сегодня более известное название торговцев вразнос — коробейники, благодаря популярному романсу на слова Н.А. Некрасова «Коробейники» или «Ой, полным полна коробушка, есть и ситцы и парча…». Родиной офенского промысла была Владимирская губерния, а одним из центров — села и деревни на границе Ковровского и Вязниковского уездов, где именно и находился Венец. Отсюда вышли тысячи ходебщиков — прежде это тоже было одно из общеупотребительных названий коробейников. Офенская торговля долгое время, вплоть до третьей четверти XIX века, являлась одним из самых прибыльных промыслов.
Поэтому не случайно строиться новый каменный храм на Венце стал именно на средства приходских крестьян-офеней. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка о строительстве церкви. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Все вместе они пожертвовали значительную по тем временам сумму – 9600 рублей (тогда, к примеру, даже владимирский губернатор получал жалованье в 4000 рублей в год). Строительство каменного храма в честь Преображения Господня с приделом в честь Архангела Михаила началось летом 1820 года по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта (Троепольского). В 1825 году был освящен придельный, а еще через пять лет — основной храм.
Церковь представляла собой широкую ротонду на четверике с «фонариком» над куполом, двумя четырехколонными портиками с северного и южного фасадов. Четырехъярусная высокая колокольня придавала всему храму особенно величавый, парадный вид. Пол в церкви был выложен красными, белыми и синими плитками, которые образовывали красивый узор. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду ни с одним другим храмом Ковровского уезда.
Самым последним в истории настоятелем Преображенского храма села Венец стал уроженец города Вязники Иосиф Алексеевич Миловидов. Он родился в 1873 году в Вязниках в семье священника села Дубровинское Курганского уезда Тобольской епархии. То, что местом его рождения стали Вязники — не случайно. Дедушка Иосифа Миловидова Иван Николаевич Миловидов почти 45 лет был священником вязниковского Казанского собора. Внук и родился в доме дедушки.
С Вязниками были связаны и детские, и юношеские годы будущего венецкого священника. Когда Иосифу не исполнилось еще и года, скончался его отец и его семья — вдова священника Мария Павловна с малолетними детьми Василием, Александрой и Иосифом приезжают в Вязники, где их в 1874 году по указу Владимирской духовной консистории приписывают к Казанскому собору, чтобы осиротевшее семейство могло получать часть дохода соборного причта на свое содержание.
В 1894 году Иосиф Алексеевич Миловидов закончил Владимирскую духовную семинарию и стал законоучителем Вязниковского женского приходского училища, где преподавал два года. Затем его переводили законоучителем в Южское и Кохомское училища, и только в 1899 году он из псаломщиков кладбищенской церкви г. Шуи был рукоположен во священника в село Флорово Гороховецкого уезда. Через четыре года иерей Иосиф Миловидов стал настоятелем храма погоста Спас-Преображенский Вязниковского уезда. Одновременно он был определен и законоучителем приходских Ванчинского земского училища и Олтушевской земской школы.
В Преображенском храме погоста Венец И.А. Миловидов священствовал в конце 1920-х – начале 1930-х годов и стал последним его настоятелем. К 1937 году отец Иосиф проживал в деревне Олтушево Вязниковского района, недалеко от Спас-Преображенского погоста. 11 октября 1937 года Иосиф Алексеевич Миловидов был арестован Вязниковским районным отделением НКВД и обвинен в контрреволюционной пропаганде вместе с группой священно-церковнослужителей. Содержался арестованный священник в тюрьме в городе Иванове (тогда наш край входил в состав Ивановской области). И уже 26 октября отца Иосифа приговорили к расстрелу, а 1 ноября приговор был приведен в исполнение. Похоронен репрессированный священник на кладбище Балино в Иванове. Лишь в 1962 году постановлением Владимирского областного суда священник И.А. Миловидов был посмертно реабилитирован.
А Преображенская церковь на Венце была официально закрыта Ивановским облисполкомом 14 июля 1941 года уже после начала Великой Отечественной войны, хотя решение Ковровского райисполкома о закрытии храма было принято 21 июня. Еще в марте 1941-го колхоз «Прогресс» просил продать ему на слом здание церкви, но начавшаяся война помешала осуществить этот проект. Венецкий храм до сих пор пребывает в полуразрушенном состоянии. Как сложится его дальнейшая судьба — покажет время. А пока вязниковец И. А. Миловидов так и числится его последним настоятелем…
На фото:
1. Офеня-коробейник. Худ. Н.А. Кошелев
2. Преображенский храм села Венец
3. Вязниковский Казанский собор. Почтовая открытка начала XX века
4. Мемориал в память жертв репрессий на кладбище Балино в г. Иванове
Комментарии