Преосвященный Иоаким родился в Суздале в 1651 году и длительное время служил священником при суздальской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, известной под названием Варваринской по придельному храму в имя св. великомученицы Варвары.
После Суздаля будущий архиерей священствовал в Москве в каменной церкви Харитона-исповедника в Огородниках. Харитониевскую церковь позже воспел Пушкин в «Евгении Онегине», там венчался поэт Евгений Боратынский.
Будущий суздальский владыка, служа у Харитония, потерял жену, после чего принял монашеский постриг с именем Иоакима. В 1715 году иеромонах Иоаким поступил в Александро-Невский монастырь в Петербурге, где стал известен членам Синода и царю Петру. Петр I распорядился посвящать в архиереи лишь из монахов этой обители. В числе таковых оказался иеромонах Иоаким, определенный в феврале 1716-го на Астраханскую кафедру.
Епископ Иоаким, которого надолго задержали в столице неотложные дела, прибыл в Астраханскую епархию лишь к ноябрю 1716 года. В Астрахани владыка обращал большое внимание на устроение и благолепие храмов Божиих. При нем была освящена Гостинно-Николаевская церковь, а для кафедрального собора вылиты 3 колокола: в 500, 300 и 100 пудов.
Епископ Иоаким ревностно выступал против укоренения католичества и протестантства в епархии. А католики и протестанты, пользуясь покровительством астраханского губернатора Артемия Волынского, начали строить в Астрахани кирки и костелы, вовлекая астраханцев в свою веру.
Епископ Астраханский Иоаким донес в Синод, что еще в 1718 году в Астрахань приехал из Италии через Персию без разрешения и паспорта «римской веры патер Антоний», в 1721-м построивший близ православной церкви костел. На вопрос архиерея, кто дозволил строительство, католический аббат Антоний Марк отвечал, что возвел кирку с разрешения губернатора Волынского. В 1720 году лютеранский пастор Яган Сикилис построил в Астрахани близ православной церкви свою церковь, а потом при живом муже обвенчал православную женщину с лютеранином. Святейший Синод определил: «обретающийся тамо костел, яко самовольно и дерзостно, без Его Императорского Величества указу и без Синодальнаго определения построенный, астраханскому епископу упразднить неотложно».
Губернатор же оговорил владыку Иоакима перед Петром, ревниво относившегося к ущемлению прав иноземцев-европейцев и порою видевшему в ревнителях православия ретроградов и противников своих преобразований. Этим и воспользовался Волынский.
Епископ Иоаким был вызван в Петербург и в июне 1723 года определен викарным епископом Корельским и Ладожским к новгородскому митрополиту Феодосию (Яновскому). Перевод в викарные архиереи рассматривался как наказание. Епископ Иоаким был лишен права служить в саккосе, и ему не разрешалось носить архиерейский посох. Ограничены были права владыки и по управлению Новгородской епархией.
Лишь после смерти Петра I при императрице Екатерине I в апреле 1726 года Преосвященный Иоаким был перемещен на Суздальскую кафедру. В Суздальскую епархию владыки Иоакима входили города Суздаль, Юрьев-Польской, Шуя и Лух, а также село Коврово (будущий город Ковров) и Богоявленская слобода (Мстера). За Суздальским архиерейским домом числились 1602 крестьянских двора. В Суздале и Суздальском уезде находились одна соборная церковь и 224 приходских храма. Как суздальский епископ Иоаким в феврале 1728 года участвовал в коронации внука Петра Великого императора Петра II в Москве и приветствовал юного царя в Архангельском соборе Кремля.
Владыка Иоаким выстроил в Суздале два каменных храма: Похвалынский и Златоустовский, «изрядно» их украсив. В 1729-м Преосвященный Иоаким благословил начать строительство в Суздале каменной Воскресенской церкви «что за рядами». При владыке Иоакиме в Суздале был перелит 500-пудовый колокол на колокольне кафедрального собора, поврежденный во время пожара в 1719-м.
Епископ Иоаким регулярно объезжал свою обширную епархию, в том числе неоднократно бывал в Мстере и соседних селах — Акиншине, Иваново-Спасском, Барском-Татарове. Владыка дружил с владельцем той округи князем Иваном Федоровичем Ромодановским, который при Петре II занял пост московского генерал-губернатора.
В царствование императрицы Анны Иоанновны Преосвященный Иоаким в числе немногих архиереев не пострадал и не попал в опалу, но даже возвысился. В июля 1730 года он вошел в новый состав Синода. В апреле 1731-го суздальский владыка был назначен епископом Ростовским, а в июне того же года возведен в сан архиепископа и присутствовал в Синоде до апреля 1735 года. В 1732-1735 гг., помимо Ростовской епархии, архиепископ Иоаким управлял и обширной Синодальной областью, в том числе в ведении владыки находились город Владимир, Ярополч и Вязниковская слобода.
При Ростовском архиерейском доме Преосвященный Иоаким учредил славяно-латинскую школу. Его попечением проведены огромные работы в ростовском кафедральном Успенском соборе, пострадавшем после пожара в июле 1730-го: был устроен резной золоченый иконостас, сени и архиерейское место «резной предивной работы». Всему миру сейчас известны уникальные ростовские звоны. Чаще всего звон получал имя того владыки, при котором был создан. Один из звонов, созданный в 1730-е, получил название «Акимовского». Кроме соборного храма Преосвященный Иоаким отремонтировал пострадавшие от того же пожара еще 4 ростовских церкви.
В июле 1739-го архиепископ Иоаким испросил в Синоде месячный отпуск для поездки на родину в Суздаль. Он объяснял, что отпуск нужен «для объявления каменного дела мастерам о строении каменной церкви, которая заводится в городе Суздале постройкою по обещанию его, архиепископа, из келейного его иждивения, во имя Рождества Иоанна Предтечи; для усмотрения построенных в том же городе по обещанию его же, преосвященного, для поминовения его родителей, каменных церквей, первой — во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы, второй — во имя Св. Иоанна Златоустого и третьей — во имя св. Николая Чудотворца». Синод отпуск разрешил и поручил отвести Преосвященному Ростовскому в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре «пристойные келлии и для священнослужения его отпускать архиерейских певчих».
Преосвященный Иоаким скончался на 91-м году жизни 25 декабря 1741 года в час дня. Владыка преставился «в благовест к литургии, читая четвертую молитву ко причащению», и был погребен в ростовском кафедральном Успенском соборе у северной стены.
«Сей Святитель был богоугодного жития; часто служил и, хотя был неучен, однако ж, при каждом своем Богослужении имел обыкновение изъяснять из Отцов Церкви священное Писание, стараясь всячески внушить своей пастве правила христианской жизни. Кротостию чистого нрава, незлобием и благоприветливостью привлекал к себе всех и каждого», — так характеризовал епископа Иоакима церковный историк и писатель середины XIX столетия суздальский иеромонах Иоасаф (Гапонов).
Комментарии