Повсеместное распространение цифровых технологий сделало работу фотографа чем-то обыденным и привычным. Увеличители, закрепители, пленки и красный фонарь фотолаборатории остались в прошлом. Сегодня, чтобы получить десять фотографий, достаточно десять раз нажать на кнопку. Не понравилось? Стер и повторил процесс.
Вместе с тем, среди армии фотографов-любителей встречаются люди, знающие магическую силу настоящего снимка. Один из них, Дмитрий Алексеев, живет в деревне Серково Вязниковского района, преподает ИЗО в Пивоваровской школе, а в свободное от работы время фотографирует окрестные пейзажи и занимает призовые места на престижнейших фотовыставках.
Как поймать луну
Я смотрел на работы Дмитрия Владимировича и откровенно недоумевал: на одной из фотографий было запечатлено поле, обычное поле в окрестностях Серкова, с березками. Мимо таких мне довелось проезжать несколько минут назад. И тогда я не обратил на пейзаж ни малейшего внимания, а сейчас не могу оторвать взгляд? Да и работа Алексеева оставляет впечатление не фотографии, а картины, написанной кистью и красками.
— Чтобы сделать хороший снимок, — словно угадав мои мысли, рассказывает Дмитрий Алексеев, — достаточно просто попасть в нужное время и в нужное место. И сфотографировать то, что тебя наиболее впечатлило. Впрочем, это будут единичные случаи. А вот чтобы заниматься фотографией всерьез, каждый раз приходится долго готовиться. Иногда на то, чтобы поймать ЭТО, уходит не один день, неделя, месяц. Допустим, вот деревня. Конец марта – начало апреля, оттепель, появились первые лужи. Чтобы «поймать» луну, есть всего два дня, когда она появляется до сумерек и добавляет света. Еще небо должно быть безоблачным. Если успел луну «поймать» в эти пятнадцать минут – хорошо. Нет – жди целый месяц.
Кстати, сегодня сделать подобный снимок уже не получится: луну нынче закрывает двухэтажный особняк. Луж тоже больше нет – серковскую дорогу выровняли и засыпали. В память о том, как было красиво, осталась лишь эта алексеевская фотография.
Туманное волшебство
Однажды ранним утром Дмитрий Алексеев пошел в лес. Увиденная картина показалась фотохудожнику перспективной, но мешал густой туман. У Дмитрия Владимировича было чувство, что вот-вот выйдет солнце и пронзит белесую мглу. Предвкушая это мгновение, он прождал полтора часа.
К туману у фотохудожника отношение особое. В лесу он создает пространство, глубину и загадочность, возникает ощущение колдовства. В туманном лесу рождается сказка.
Бывает, что тебя непреодолимо тянет в какое-то место. Ты бросаешь все, берешь фотоаппарат и бежишь, еще сам не зная куда. Видишь кадр, фотографируешь, но проходит 3-4 минуты, и все исчезает. И ты понимаешь: то, что было сейчас, больше не повторится.
— Есть некоторые кадры, которые хотелось бы еще пережить, — признается Дмитрий Алексеев. – Особенно сейчас, когда у меня другая, более «продвинутая» аппаратура. Но ничего не получается. То же место, то же время года и то же время суток, но что-то все равно отличается. Всегда будет другая работа и другое состояние. Природа неповторима.
Нельзя забывать, что хорошая современная фотография – это не просто стоп-кадр. Нет такого фотоаппарата, который бы воплотил всю задумку автора. Чтобы получить качественную картинку, фотограф должен знать прикладные компьютерные программы (тот же «Photoshop») и владеть ими, как художник кистью. А еще, кажется, что вряд ли удивительные снимки могут получиться без любви к родным местам, удивительной природе Вязниковского края…
— Обязательно нужно помнить, с какой целью вы берете в руки фотоаппарат, — напоследок дает совет Дмитрий Алексеев. – Вот хотя бы репортажная съемка. Есть событие и его надо запечатлеть, выбрать ракурс, поймать момент, показать характер происходящего и передать это художественным образом. Только тогда снимок запомнится и расскажет о многом.
Комментарии