Столярничать Юрий Николаевич начал в конце 60-х годов прошлого века, когда в сельских школах ввели уроки труда. Юрий Ерёмин работал токарем после 10-летки, как вдруг вызвали его и сказали: «Товарищ, в школу нужны трудовики». Посоветовался с домашними, на что отец ответил: «Иди, Юрка. Токарь от тебя никуда не уйдет».
— Начал учить детей строгать и пилить, — вспоминает Юрий Николаевич. – Все сам, из помощников – только учебник. Примерно через год меня отправили на курсы во Владимир. Вот там-то, изучая теорию и практику, я и почувствовал запах древесины.
С детьми Юрий Ерёмин работал до самой пенсии, последние 20 лет – на должности директора бывшего Дома технического творчества. Свободное время появилось только после ухода на заслуженный отдых, в 1998 году. Вот тогда-то Юрий Николаевич и взялся за дерево всерьез.
— Из дерева делаю все, — говорит мастер, — оконные рамы и наличники, мебель и предметы домашнего быта. Поставил в саду беседку – и себе, и соседям. Если раньше из столярных инструментов у меня были преимущественно рубанки и ножовки, то теперь прогресс шагнул вперед. Появились электролобзики и электрорубанки, дисковые пилы и шлифовальные машины. Наиболее тонкие и узорчатые детали я выпиливаю струной. Чтобы научиться этому, специально ездил в Рязань, к одному мастеру. Объяснял он мне, наверное, полдня – ничего я не понял. Пришлось ехать второй раз, с подарком – сделал для него подставочку под цветы. Только тогда он мне наглядно продемонстрировал все приспособления, показал устройство в действии. Вернулся я в Вязники и сделал себе такой же инструмент.
Мне посчастливилось увидеть своими глазами, как работает струна. Под высоким напряжением она раскалилась и покраснела и начала пластать древесину, как нож масло. Мастерскую заволокло дымом, я закашлялся и зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел конечный результат – почерневший, но идеально ровный полукруглый вырез.
Когда смотришь на изящные поделки мастера — зайцев, петухов и рыбок — то возникает резонный вопрос о художественном образовании. Кажется, что такое чудо невозможно создать без умения рисовать.
— В магазине конфеты продаются, — объясняет Юрий Николаевич, — вот я беру крохотную обертку, вставляю в старинный фильмоскоп, который проецирует ее на стену и увеличивает. А потом просто перевожу понравившийся рисунок. Бывает, что мне и настоящие художники помогают.
Поход с супругой в хозяйственные магазины обычно заканчивается появлением в голове Юрия Николаевича новой идеи, а в доме Ерёминых — новой мебели, которую хозяин, конечно же, не покупает, а делает сам, используя почерпнутые идеи. Впрочем, большинство творческих задумок рождаются самостоятельно.
— Надоело шляпы на трехлитровые банки натягивать – выточил для них специальные подставки, — приводит пример Юрий Ерёмин. – Вы думаете, фундамент моего дома из облицовочного кирпича? Ошибаетесь, это специальным образом прорезанные и покрашенные доски. Или вот, например, смастерил для внука раскладной шкаф-кровать. Сейчас он стоит в вертикальном положении, но разложить его – дело пары минут.
Я ходил по дому Юрия Николаевича, рассматривал внешне хрупкую телевизионную тумбочку и кресла, настенную сову с глазами-лампочками, загорающимися, если гость позвонит в дверь, пасхальные яйца, выточенные на токарном станке… Вероятно, восхищение, написанное на моем лице, подкупило мастера, и я стал счастливым обладателем ажурного деревянного дракона, простой детской игрушки, которую в магазине не купишь.
Комментарии