Цветковы принадлежали к духовному званию. Дед будущего врача Михаил Федорович Цветков, родившийся в 1754 году, служил дьячком в Преображенском погосте на Клязьме Вязниковского уезда (близ Олтушева, сейчас это территория МО «Город Вязники»). Он скончался в 1808-м и был погребен в том же погосте. Его сын Алексей Михайлович Цветков, появившийся на свет в 1779 году в Преображенском погосте, в 1801-м окончил Владимирскую духовную семинарию и стал священником церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Ильинского погоста Судогодского уезда (теперь село Ильинское Селивановского района). Приход Алексей Цветков получил в приданое за женой Евфросиньей Ильиничной, дочерью священника Ильинского погоста Ильи Кондратьева. От этого брака в 1804 году родился первенец сын Федор, а в 1808 году — дочь Степанида. В ряде дореволюционных источников указывается, что Федор Цветков родился в 1806 году, но материалы Госархива Владимирской области позволили уточнить год рождения, которым и оказался 1804-й.
Позже, овдовев, А. М. Цветков решил уйти в монастырь. В 1827 году он поступил в братство Муромского Благовещенского монастыря, где в 1832-м принял иноческий постриг с именем Афанасия. Иеромонах Афанасий в 1833 году был назначен казначеем Царе-Константиновского монастыря под Владимиром, где вскоре и скончался.
Его единственный сын Федор Цветков подобно отцу окончил духовное училище и поступил во Владимирскую духовную семинарию. В детстве он ездил на каникулы к родне в Преображенский погост на Клязьму. В ту пору в окрестностях Вязников квартировали различные пехотные полки. Мальчишки с любопытством бегали смотреть на палаточные городки, бравых усатых часовых, издалека следили за стрельбами и занятиями, на которых кололи штыками соломенное чучело. Тогда же Федя Цветков впервые увидел полевой военный лазарет с белой палаткой с большим красным крестом. Видимо уже тогда он решил, что священником не станет.
В 1827 году после окончания четвертого курса Цветков покинул семинарию и поступил в московское отделение Петербургской медико-хирургической академии. Любопытно, что во время Отечественной войны 1812 года это отделение было эвакуировано во Владимир и Муром. Осенью 1830-го во время эпидемии холеры, когда заразилось более 8 тысяч москвичей, студент последнего курса Федор Цветков работал в госпитале на Пресне, где, рискуя жизнью, помогал лечить холерных больных.
В 1831 году Цветков окончил курс Медико-хирургической академии со званием лекаря 2-го отделения и получил назначение в больницу 3-го округа пахотных солдат гренадерских военных поселений в Новгородской губернии. В 1833 году Федор Цветков был назначен полковым лекарем только что сформированного на базе Брянского пехотного и 17-го егерского полков Брянского егерского полка, переведенного в пограничный Брест-Литовск. В том же году там по проекту военного инженера графа Карла Оппермана началось строительство крепости, основу гарнизона которой составили брянцы. Это знаменитая Брестская крепость.
В 1836 году Цветкова перевели в Елецкий пехотный полк, командиром которого тогда был полковник флигель-адъютант Павел Петрович Липранди, 20 лет спустя прославившийся как герой Крымской войны и обороны Севастополя. Липранди сделал Елецкий полк лучшим в армии по устройству солдатского быта, за что и был пожалован флигель-адъютантством и майоратом в Царстве Польском.
В 1837-м Федор Цветков в Петербургской медико-хирургической академии сдал специальный экзамен на звание штаб-лекаря. После этого вместе с маршевыми батальонами его направили на Кавказ, где шла война с горцами. Там в 1840 году штаб-лекарь Цветков был назначен ординатором Темнолесского временного военного госпиталя 1-го класса, расположенного в нынешней станице Темнолесская Апшеронского района Краснодарского края. В следующем году Федора Алексеевича перевели на должность старшего лекаря Кизлярского военного госпиталя в Дагестане.
В 1842-м Цветков вновь отправился служить на западную границу в Белосток — тогда уездный город Гродненской губернии (ныне в Польше), где находился крупный военный госпиталь. В 1843 году Федор Алексеевич стал старшим ординатором этого госпиталя. Там ему довелось бороться с эпидемией тифа. Опыт лечения этой болезни он описал в статье «Тифозная эпидемия в Белостоке и его округе в 1845 и 1846 гг.», опубликованной в «Военно-медицинском журнале» в 1848 году.
В 1846 году уже опытного военного врача Цветкова опять перевели на новое место службы — на этот раз в Симферопольский военный госпиталь, крупнейший в Тавриде. Там наш земляк занял должность старшего ординатора, а в 1849-м стал главным лекарем госпиталя. В Симферопольском военном госпитале, главном в Крыму, на посту главного доктора (главврача), Ф. А. Цветков, имевший к тому времени чин коллежского советника, равный полковнику, встретил начало Крымской войны. В декабре 1854 года в Крым прибыл знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов. На несколько дней он остановился в доме Цветковых, и в своих «Севастопольских письмах» тепло и с юмором упоминает о коллеге и его супруге:
«В Симферополе… мы встретили оригиналов, которых в Петербурге не встретишь, и потому нужно кое-что сказать о них: Федор Алексеевич и Фекла Кузминишна Цветковы, главный доктор госпиталя; мы у него жили три дня, возвратившись из Карасубазара. Фекла Кузминишна живет угощением; что только она мне в эти три дня давала есть, за то бог ей судья; я от роду ничего подобного не ел: варенуха, соленый гусь, пирожки, оладьи с яблоками и без яблок и проч. и проч.; мало этого, она еще и со мной в Севастополь отпустила икры, колбас, ветчины, гуся соленого и проч.
Федор Алексеевич, человек чрезвычайно добрый и смирный, имеет обыкновение приговаривать к каждому слову: сделайте одолжение. Фекла Кузминишна называет его Федюшей. Особливо неприятен ей директор госпиталей, посаженный Меншиковым, барон фон-Кистер, которого она называет клистером. Без нее Федора Алексеевича давно бы заели; но, как только он начинает ослабевать и подаваться, Фекла Кузминишна крикнет: «Федюша», и Федор Алексеевич приосанится и сейчас же скажет (басом): «сделайте одолжение».
В Симферопольском госпитале, которым руководил Цветков, во время Крымской войны работали Николай Пирогов и Сергей Боткин. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии, именно там разработал методы сортировки, распределения и эвакуации раненых, которые использовались и в годы Великой Отечественной войны. В этом госпитале Пирогов широко применил наркоз и гипсовую повязку при ранении конечностей, а также впервые в истории медицины ввел институт медицинских сестер. Там же работал ординатором терапевтического отделения молодой врач С. Боткин — будущий выдающийся клиницист, основатель русской терапевтической школы.
Уже в самом конце Крымской войны Ф. А. Цветков был назначен главным доктором Прилукского военного госпиталя на Черниговщине. Но туда он прибыл уже серьезно больным и 10 октября 1855 года скончался, отдав военной медицине почти четверть века. Долгое время о военном медике Цветкове на его малой родине практически не вспоминали. И вот теперь появилась возможность исправить подобное упущение.
Комментарии