Волею судеб в XIV столетии именно Медушам суждено было оказаться в одном удельном княжестве вместе с Ярополчем-Залесским — предтечей нынешних Вязников. Сын Дмитрия Донского великий князь Владимирский и Московский Василий I Дмитриевич в 1390 году даровал своему двоюродному дяде князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы, «Ярополч да Медуши» взамен части родовых владений — города Ржева с уездом. Так и появилось, хотя на непродолжительный срок, Ярополчско-Медушское княжество. Но если с Ярополчем все более-менее ясно — этот тогда уже захиревший после монгольских погромов городок находился близ нынешних Пировых-Городищ в пределах нынешнего МО «Город Вязники», то о том, где находились пресловутые Медуши, большинству вязниковцев сегодня неизвестно.
В старину Медуши являлись центром обширного Медушского стана. Подобное «медовое» название появилось в незапамятные времена и было связано с обилием там богатых бортных угодий — гнезд диких пчел в дуплах старых деревьев или специально устроенных колодах, где в больших количествах добывался особенно ароматный и целебный мед. Медовый Спас, отмечаемый ныне 14 августа, являлся для Медушей праздником вдвойне. «Столицу» стана даже называли погостом Медового Спаса. Там проходила ярмарка, где мед разных сортов являлся главным товаром. Мед из Медушей возили даже в Москву.
В состав Медушского стана входили десятки сел и более тысячи деревень на территории современных Камешковского, Судогодского, Ковровского и Вязниковского районов и даже в Ивановской области. Не исключено, что погост Медуши возник еще до монгольского нашествия в легендарной Владимиро-Суздальской Руси.
В XVII столетии в Медушах жил инок Карп, позже причисленный Русской Православной Церковью к лику святых. Святой праведный Карп Медушский до революционных потрясений 1917 года почитался как небесный заступник и покровитель всей округи. На его могилу в Медушском погосте постоянно приходили паломники, причем молитва над гробом святого Карпа и горсть земли с могильной насыпи многим помогали избавиться от различных тяжких недугов.
Вплоть до начала 1820-х годов в Медушах имелась лишь деревянная Богородице-Рождественская церковь. К тому времени погост уже давно потерял свое прежнее значение. Возможно, новый каменный храм там никогда бы и не был построен, но помогло… нашествие Наполеона! В 1812 году бежавший из захваченной французами Москвы отставной поручик Григорий Михайлович Дроздов поселился в одном из своих имений неподалеку от Медуш. Тамошний священник Федор Иванов стал духовником столичного барина. Так как московский дом Дроздова в числе тысяч других был уничтожен пожаром, то этот помещик, будучи уже в преклонном возрасте, остался доживать век в пределах Владимирской губернии. В 1818 году Г.Дроздов скончался, завещав похоронить себя в Медушах и оставив крупную сумму денег для строительства в погосте каменной Рождественско-Богородицкой церкви.
Старый барин пережил своих детей и даже внуков, поэтому исполнять его последнюю волю пришлось правнукам Андреевым. Николай и Александр Ефимовичи Андреевы служили офицерами в гусарских полках, а их сестра Ольга Ефимовна вышла замуж за полковника гвардейской артиллерии Александра Аполлоновича Майкова — дядю известного поэта Аполлона Майкова. Именно эти люди и возводили новый медушский храм.
Оставленных Дроздовым средств не хватило, поэтому начатая с размахом стройка затянулась более чем на 30 лет. Заложили каменную церковь в 1820-м, а полностью закончили только в 1854-м! Выстроенная в традициях классицизма, церковь поражала воображение своими размерами. Ко времени окончания строительства гусарского поручика Александра Андреева уже не было в живых. Позже в Медушах был похоронен и его старший брат Николай. Один из приделов нового храма посвятили святому Карпу — в честь Карпа Медушского.
Попечителем «семейного» храма вплоть до своей кончины в 1902 году оставался племянник Андреевых Аполлон Александрович Майков — действительный статский советник, гофмейстер царского двора, известный писатель-славист и театральный деятель, друг и соратник выдающего драматурга А. Н. Островского. Главный труд А. А. Майкова был посвящен истории языка и литературы братской Сербии.
В числе наиболее известных лиц, которых крестили в медушской церкви, был крестьянский паренек Георгий Шпагин — Герой Социалистического труда, конструктор-оружейник, творец знаменитого пистолета-пулемета ППШ.
Потомки местного духовенства по погосту носили фамилию Медушевских, которая прослеживается на протяжении четырех веков и продолжается до сих пор. К этому роду принадлежала Ольга Михайловна Медушевская — заслуженный профессор РРГУ, видный историк и источниковед, член Археографической комиссии Российской Академии Наук. Она живо интересовалась корнями своего семейства и очень хотела побывать в Медушах. О. М. Медушевская трагически погибла в Москве в декабре 2007-го, так и не успев приехать на историческую родину.
Во время гонений на православие погост Медуши, казалось, был обречен на уничтожение. 24 июля 1941 года, через месяц после начала Великой Отечественной войны, Ивановский облисполком вынес постановление о закрытии Богородице-Рождественской церкви. Последний ее настоятель священник Митрофан Починский был расстрелян еще в конце 1937 года. Постепенно погост обезлюдел, а храм оказался разорен и медленно погибал. Дороги туда зарастали, а потом лесовозы так укатали местные стежки, что до урочища Медуши (так стал именоваться прежний погост) впору было добираться лишь на танке.
Остов большого, когда-то величественного храма среди дремучего леса, с деревцами и кустарником на разбитом своде, в окружении полуразрушенной ограды вызывал удручающее впечатление. Еще немного, и от прежнего погоста вообще бы ничего не осталось.
Все изменилось в конце 2000-х. Один из предпринимателей пожелал возродить старинный погост. Нелегкое бремя непосредственного восстановления храма в Медушах взяли на себя иноки Богоявленского монастыря во Мстере. В 2006-м в Медушском погосте поселился инок Карп — это имя ему было дано в честь Карпа Медушского. Молодой монах, приехавший во Владимирский край из далекого Комсомольска на Амуре, жил в выстроенной при храме келье один, терпя всевозможные лишения. Вначале в погосте не было даже электричества. Зимой приходилось особенно туго — приходилось топить печь сырыми березовыми дровами, при попытках «пробиться» из погоста на «Большую землю» порой ломалась и безнадежно застревала в заснеженном поле видавшая виды монастырская «Нива». Вокруг, словно в житийных преданиях, обитало всевозможное зверье: кабаны, лисы, зайцы, лоси. Порой чудилось, что из леса того и гляди выйдет мишка, как когда-то приходил медведь к келье преподобного Сергия Радонежского…
Позже бывший инок Карп сменил монашеское имя и сан и стал иеромонахом Симеоном, скитоначальником Свято-Казанского скита в Акиншино близ Мстеры, подворьем которого и стал храм в Медушах. Богородице-Рождественская церковь Медушского погоста была отремонтирована, включая колокольню, и в 2008-м полностью оштукатурена.
Воссоздан и образ святого Карпа Медушского. Праведник сурово глядит на потомков, словно укоряя за суету и безумства, творимые неразумными наследниками Третьего Рима. Но если вглядеться пристальнее, то, кажется, что лик старца смягчается, а во взгляде угодника — удовлетворение от зримого проявления торжества духа над плотью, чему свидетельством и стало возрождение почти уничтоженного погоста. И как никогда не прекратится празднование Медового Спаса, так и с карты уже не исчезнет запоминающееся и радующее глаз название — Медуши.
Комментарии