Одним из наиболее известных советских вождей был Сергей Миронович Киров — первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) и член Политбюро ЦК. В 1934 году он был убит при до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах. Гибель Кирова объявили делом рук заговорщиков — врагов народа. В честь Кирова были названы множество населенных пунктов, включая областной центр Киров (бывшая Вятка), улиц, предприятий, колхозов, учебных заведений и даже новейший крейсер Балтийского флота. Не остался в стороне наш край. Во Владимире имя Кирова носил один из районов областного центра, в Камешковском районе до сих пор существует поселок имени Кирова. Улицы Кирова есть практически во всех городах. Не являются исключением и Вязники, где в центре города находится улица Кирова — бывшая Масляная горка. Улица Кирова есть и в поселке Октябрьский Вязниковского района. До конца 1950-х гг. в деревне Лужки в Вязниковском заречье действовал колхоз имени Кирова.
Но оказывается Киров жил в самих Вязниках и работал бухгалтером. Правда, у настоящего Кирова реальная фамилия была Костриков, а Киров —лишь партийный псевдоним (как Ленин у Ульянова и Сталин у Джугашвили). А вот вязниковский Киров в действительности имел такую фамилию по паспорту, причем бухгалтером он был почти уникальным — потомственным и высочайшей квалификации. Кстати, историки установили, что В. И. Ульянов стал Лениным, получив паспорт на имя дворянина Николая Ленина (его дочь была подругой жены будущего вождя Надежды Крупской), по которому и жил некоторое время. Не исключено, что и Сергей Костриков стал Кировым по документам кого-то из Кировых. А проживали Кировы во Владимирской губернии, причем с XVIII столетия. Во всяком случае это гораздо реалистичнее, чем попытка выводить псевдоним Киров от имени древнего персидского царя Кира, как делали прежде. В самом деле, причем тут древние персы?
Родоначальник владимирских Кировых Михаил Львович Киров родился в 1767 году еще при Екатерине II. Длительное время, вплоть до начала 1830-х гг. он служил сначала бухгалтером, а потом уездным казначеем в Меленках и имел чин титулярного советника, соответствующий армейскому капитану. За длительную добросовестную службу М. Л. Киров был награжден орденом святого Владимира IV степени и по этой высокой для провинциального чиновника награде получил потомственное дворянство.
Сын казначея Кирова Павел Михайлович Киров, уже потомственный дворянин, работал бухгалтером в том же Меленковском уездном казначействе и тоже дослужился до чина титулярного советника.
Представители третьего поколения Кировых Никанор Павлович и Николай Павловичи Кировы по семейной традиции тоже стали бухгалтерами. Первый из них в чине коллежского секретаря в начале 1860-х гг. получил «по наследству» родительскую должность бухгалтера в Меленковском казначействе, а второй примерно в то же время занял такой же пост в Муромском уездном казначействе, где достиг того же чина, как у деда и отца — титулярного советника.
В 1847 году в семействе 30-летнего казначейского чиновника Никанора Павловича Кирова родился сын, крещенный с именем Андрей. Подобно отцу, деду и прадеду Андрей Никанорович Киров, получив домашнее образование, начал карьеру канцеляристом в Меленковском уездном казначействе. Там он получил первый классный чин коллежского регистратора и занял должность помощника бухгалтера. Бухгалтерией он занимался уже в четвертом поколении! Очевидно, в семействе Кировых были фамильные наследственные способности к бухгалтерии.
В начале 1880-х гг., при царствовании императора Александра III, уже опытного чиновника А. Н. Кирова перевели на должность бухгалтера в Вязниковское уездное казначейство. Направляя в Вязники представителя известной на всю Владимирскую губернию уникальной бухгалтерской династии, руководство Владимирской казенной палаты стремилось усилить кадровый состав Вязниковского казначейства.
Кстати, одно из самых старинных учреждений в Вязниках — местное казначейство, точнее — Территориальный отдел УФК по Владимирской области. Вязниковское уездное казначейство появилось одновременно с образованием Вязниковского уезда в 1778 году.
Одним из первых вязниковских казначеев был капитан Василий Иванович Голембовский, занимавший этот пост в 1780-е гг. Уездные казначейства находились в ведении казенных палат и были учреждениями исключительно кассовыми. К их компетенции относились вопросы приема и хранения казенных денежных средств, производство платежей по распоряжению казенной палаты, представление казенной палате сведений о накопившихся недоимках.
По указам императрицы Екатерины II от 7 ноября 1775 года и 4 января 1780 года уездным казначеям надлежало быть «почтительному, расторопну и осмотрительну, чтобы ничего не запустить, упражняться во всегдашнее время с утра до полудня в перечете, приему и отпуску денег». При этом бухгалтер был вторым лицом в казначействе после самого казначея и фактически именно на нем держалась вся работа данного уездного учреждения.
В качестве бухгалтера Вязниковского уездного казначейства Андрей Киров отвечал за сбор государственных доходов, их хранение, платежей, передвижение средств из одного казначейства в другое или в банк. А еще — за прием, хранение и расходование специальных средств правительственных учреждений, выдачу свидетельств на право торговли и промыслов, счетоводство по всем расходам и доходам, а также представление отчетности. Еще одним направлением работы бухгалтера являлся прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц.
За «отлично-усердную службу» в Вязниковском казначействе бухгалтер Андрей Никанорович Киров был пожалован чином надворного советника (равного армейскому подполковнику). Для уездного бухгалтера это был очень высокий ранг. Опытнейшего бухгалтера Кирова собирались перевести на повышение во Владимир — в губернскую казенную палату. Однако в декабре 1900 года надворный советник А. Н. Киров скоропостижно скончался в 53-летнем возрасте. Так как Кировы уже собирались переезжать, то его вдова Александра Александровна, урожденная Виноградова, переселилась во Владимир. Там она и скончалась в 1912 году. И по стечению обстоятельств именно в 1912 году революционер Сергей Костриков впервые стал использовать фамилию Киров. Так как детей у четы Кировых не было, не исключено, что какие-то их документы в итоге и попали к революционерам, тем более, что царские паспорта фотографий не имели.
Так или иначе, но Кировы во Владимирской губернии в 1912 году пресеклись, а вот ставший знаменитым Киров именно тогда и появился…
Комментарии