В XVIII веке слобода Мстёра была известна своими иконописными мастерскими. Чаще всего (традиционно) они были семейными – Брагиных, Клыковых, Котягиных и др. Основателем мастерской Бороздиных стал Пётр Кузьмич Бороздин. Вместе с ним иконописным мастерством занимались семь сыновей и пять дочерей. «Иконы его мастерской пользовались известностью и ценились за искусность письма даже старообрядцами», — писал игумен Дамаскин (Орловский) в своей работе «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия».
В 1878 году в семье иконописцев родился ещё один мальчик, назвали его Иваном. Естественно, что росший в окружении художников ребёнок рано познал основы иконописного мастерства. В вышеназванном труде отмечается, что «к шести годам, когда мальчик поступил в церковноприходскую школу, он уже мог готовить самостоятельно краски, грунтовать доски, делать прориси». Другие церковные источники сообщают, что Иван Бороздин «10 мая 1889 г. поступил в Мстёрскую 5-классную школу иконописи, которую окончил 20 мая 1894 г. и получил от Совета единоверческого братства святого благоверного князя Александра Невского свидетельство на звание мастера-иконописца». Семья Бороздиных, как и многие во Мстёре того времени, относилась к единоверческой церкви (переходной от старообрядчества в новообрядчество. – Прим. автора).
Через пять лет братство направило молодого иконописца уже в Москву учиться в духовное училище при Всехсвятском единоверческом монастыре. Вязниковец окончил его с отличием и был оставлен при монастыре псаломщиком. Он продолжал писать иконы, а в 1902 году был командирован Вязниковской земской управой на Санкт-Петербургскую Всероссийскую кустарно-промышленную выставку, где получил различные награды.
Вскоре Ивана Петровича Бороздина, как «знатока крюкового пения, чтения и устава», пригласили в Нижний Новогород, а уже в 1904 году утвердили псаломщиком к церкви села Вармалей Нижегородского уезда. Это назначение стало для молодого человека судьбоносным. В возрасте 27 лет Иван Бороздин женится на дочери местного священника, известного в России миссионера и проповедника, — Ирине Отариной. В этом же 1905 году он был «рукоположен во диакона к церкви села Вармалей».
Здесь, в провинции, Иоанн Бороздин с семьёй провёл три счастливых года. А в 1908 году по приглашению прихожан и настоятеля Всехсвятского монастыря в Москве он был перемещён на должность диакона-псаломщика этого монастыря. Здесь Бороздин служил до его закрытия в 1921 году.
С верой и убеждённостью в правоте
Следующее десятилетие жизни мстёрского иконописца было связано с храмом бессеребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, что находился в Гончарной слободе. Сохранились записи в церковных книгах, что здесь «год начала службы — 1923, должность – диакон. Направлен служить святым Патриархом Тихоном».
В это время настоятелем храма Космы и Дамиана был священник Сергей Закатов. По воспоминаниям его современников – человек неординарный, умнейший и выдающийся. После духовной семинарии он окончил археологический институт. Как пишет игумен Дамаскин, отец Сергий «совмещал свои пастырские обязанности с преподаванием в археологическом институте. После захвата власти большевиками отца Сергия стали вызывать на Лубянку, требуя, чтобы он оставил служение в храме, но священник не соглашался. В 1928 году власти заявили, что храм Космы и Дамиана будет разрушен. Отец Сергий вступил в борьбу за храм. Доказывая комиссии Моссовета культурную и историческую значимость древнего храма, показывая постройку XVI века, отчетливо видную в верхней части строения, отец Сергий упал с балки». Он умер в том же году.
Шёл 1928 год. К этому времени Иоанн Бороздин уже был рукоположен в сан священника. После смерти отца Сергия он стал настоятелем храма Космы и Дамиана и продолжил дело своего предшественника. «С верой и убеждённостью в правоте своего дела он мужественно сопротивлялся закрытию храма, — пишет Дамаскин.- Писал многочисленные протесты властям, собирал подписи верующих, не согласных с решением властей».
Но всё было напрасно. В 1930 году храм Космы и Дамиана на Гончарной улице был закрыт, а вскоре и разрушен. Это событие стало личной трагедией для настоятеля. Отец Иоанн тяжело переживал разрушение храма и вскоре заболел.
Более подробных сведений о жизни отца Иоанна Бороздина в этот период не сохранилось. Предположительно, в этом же 1930 году он был возведён в сан протоиерея. Доподлинно известно, что, заступая на службу в единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище в должности «настоятель, иконописец», он уже был в сане протоиерея.
Сложное время, разбойное
Это было сложное для церкви время. Разбойное. Власть отделила церковь от государства, лишила прав. Государство больше не платило священнослужителям зарплату. Более того, священнослужители были обязаны платить налоги за церковные здания и сооружения. В эти годы в России закрылось много храмов и церквей. Священники покидали приходы, дабы не умереть с голоду…
Храм святителя Николая на Рогожском кладбище находился в глухом и безлюдном месте. Чтобы спасти его от разграбления, отец Иоанн поселился при храме. Для жилья он выбрал маленькую холодную комнату на колокольне, где хранились старые иконы. Помещение не было приспособлено для жилья, и зимой, чтобы согреться, сюда ставили небольшую железную печь и топили её дровами. На ней же готовили еду.
Во всех делах отцу Иоанну помогали псаломщик Фёдор – отставной моряк — и его жена Варвара. Это были люди глубоко верующие и преданные церкви. Жили они неподалёку от храма. На ночь со священником оставался один из его сыновей — Василий или Пётр. В своём труде игумен Дамаскин описывает случай, произошедший в декабре 1931 года: «Около часа ночи псаломщик Фёдор еще раз обошёл храм; не заметив ничего подозрительного, вернулся домой и уснул. И видит во сне, как к нему подходит отец Иоанн Кронштадтский, портрет которого висел на стене, и говорит: «Чадо Фёдор, пойди, помоги своему священнику, плохо ему!» А немного погодя к нему подошла жена Варвара и, растолкав его, тоже говорит: «Федя, вставай, мне сейчас видение было, пришел Батюшка Кронштадтский и наказывал: «Разбуди Фёдора, идите, помогите священнику вашему».
Они побежали к колокольне. Двери были на запоре. Фёдор и Варвара стали стучать в ворота, кричать. В это время Василий пытался вытащить из задымлённого помещения потерявшего сознание отца. Услышав крики, Василий из последних сил добрался до двери, открыл её и упал, успев только сказать: «Идите к отцу, я вытащил его на площадку, мы угорели».
В этот раз Господь сохранил своего пастыря. Отец Иоанн Бороздин прослужил в Никольском храме семь лет. «За каждой службой он проповедовал, объяснял смысл церковных молитв, убеждал молиться прилежней, чему сам был примером», — пишет игумен Дамаскин. Некоторые исторические источники отмечают, что в 30-е годы прошлого столетия в храм св. Николая стали активно приходить (переходить) прихожане из других православных церквей.
Арест. Допрос. Расстрел
Утром 6 сентября 1937 года пришедшие в храм сыновья священника обнаружили, что постель и подушка отца были в крови, а все вещи в комнате — перевёрнуты…
Протоиерей Иоанн Бороздин был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. День за днём продолжались допросы.
Из протокола допроса:
«- Следствие располагает материалами, что вы… будучи антисоветски настроены, воспитывали верующих в антисоветском духе…
— Не могу вспомнить, когда бы это я занимался воспитанием верующих во враждебном духе…
— Вы говорили окружающим о якобы существующем гонении на религию в СССР…
— Я допускаю, что мог бы сказать… но… без специальной цели…».
Последний допрос датирован 14 сентября.
«- Следствие располагает данными, что вы среди окружающих… выражали недовольство советской властью.
— Я действительно выражал недовольство… Я отрицательно отношусь к действиям советской власти относительно церковных вопросов, считаю, что храмы закрываются без согласия верующих, ссылаются священнослужители, которые обрекаются на вымирание.
— В результате чего сложились ваши антисоветские убеждения?
— Мои убеждения относительно советской власти сложились в первые годы революции, так как советская власть ухудшила условия жизни духовенства; я и сам, начиная с 1928 года, вынужден жить в отрыве от семьи, и в этом, я считаю, виновата советская власть».
Сохранились свидетельства, что в тот же день было составлено обвинительное заключение. Священнику поставили в вину, что он «распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию». Особой тройкой при УНКВД СССР по Московской области 26 сентября протоиерей Иоанн Бороздин был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. 27 сентября приговор был приведён в исполнение.
Протоиерею Иоанну Бороздину было 59 лет. Он похоронен в общей безвестной могиле в пос. Бутово Московской области… Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. Реабилитирован Президиумом Московского городского суда. День памяти – день мученической кончины 15 сентября по старому стилю, 28 сентября – по новому стилю.
Комментарии