Виталий Захаров родился 4 мая 1913 года в слободе Мстере Вязниковского уезда. Его детство пришлось на суровые голодные годы Гражданской войны и послевоенной разрухи. Во Мстере будущий партизан окончил среднюю школу, где был в числе отличников и, получив аттестат о среднем образовании, решил учиться дальше. Не сразу, но мстерский паренек сумел поступить в Костромской текстильный институт, который окончил в 1939 году. По распределению молодого специалиста направили на работу в Смоленск, мастером льнокомбината. Вскоре его призвали в РККА. Он служил в артиллерии, в 376-м артполку, который дислоцировался в Киевском военном округе. В начале Великой Отечественной войны этот полк воевал на территории Украины в составе 8-го стрелкового корпуса 26-й армии Юго-Западного фронта. В августе 41-го во время наступления гитлеровцев лейтенант Захаров попал в плен. Немцы отправили его в концлагерь в Умань, потом перевели в другой лагерь в Виннице, оттуда перевезли еще в один лагерь в Ровно. Оказавшись в плену в глубоком немецком тылу, Захаров решил продолжать борьбу с врагом. Ему удалось выдать себя за рядового красноармейца Клименко — украинца, якобы люто ненавидевшего советскую власть. После нескольких проверок немцы поверили.
1 января 1942 года в качестве своего рода новогоднего подарка Захаров-Клименко был освобожден из лагеря и сразу же устроился на работу при лагерной комендатуре. Новый сотрудник всячески демонстрировал свою лояльность третьему рейху и проявлял усердие. Тем временем ему удалось наладить связь с местными подпольщиками, а через них — и с партизанами. Как специалиста с высшим образованием, инженера Клименко оккупанты назначили заместителем директора фабрики по производству валенок в Ровно. Новый зам и его начальник директор Терентий Федорович Новак старательно трудились, обеспечивая ударные поставки валенок для немецких солдат, которые, намерзнувшись первой военной зимой, рассчитывали следующий сезон холодов встретить в теплой валяной обуви. Фабрика регулярно перевыполняла план, там не было простоев и случаев саботажа. Гитлеровское командование всячески поощряло столь ретивых руководителей. Немцам было невдомек, что Новак — специально внедренный к ним в тыл опытный подпольщик с большим опытом нелегальной работы в Польше, а Клименко — тоже не случайно оказался у него в замах.
Как происходил процесс отправки готовых валенок в немецкие части, позже описал в своих мемуарах командир партизанского отряда «Победители», с которым сотрудничали Новак и Захаров, полковник госбезопасности Дмитрий Николаевич Медведев:
«Однажды служащие фабрики своими ушами слышали, как подслеповатый интендант, коверкая русские слова, но зато громко и торжественно заявил их шефу:
— Мне поручено передать вам благодарность за увеличение поставок для фронта. Германия не забудет ваших заслуг, господин Новак!
На что директор отвечал, скромно потупив глаза:
— Рад стараться, герр Ляйпсле, рад стараться.
Но едва ли кто-нибудь из посторонних мог предположить, что спустя полчаса, спустившись в кладовую, где он обычно дольше всего бывал, директор скажет двум молодым рабочим, занятым укладыванием валенок:
— Не жалейте, хлопцы, серной кислоты. Лейте – не скупитесь, есть еще. Для великой германской армии не жалко. Хай вся померзнет.
Двое молодых рабочих, которым их директор столь необычным образом выразил свои верноподданнические чувства к великой германии, занимались весьма своеобразной работой: обрызгивали валенки серной кислотой из специально приспособленной для этого полулитровой бутылки. Все это производилось с отменной быстротой и автоматизмом, выработанным, очевидно, длительным опытом».
В итоге валенки отправлялись на военные склады, и лишь месяцы спустя в начале зимы неожиданно выяснилось, что внешне отличная обувь при носке попросту рассыпается в труху — таковы были последствия кислотной обработки…
«Сознательное» руководство фабрики умудрялось еще использовать «заработанные» на валенках средства для помощи подпольщикам, а в офисе наладили выпуск листовок и сводок Совинформбюро, которые распространялись по всей округе.
В июле 1943 года Захарова-Клименко немцы назначили директором текстильной фабрики в Тучинском районе Ровенской области. Там он организовал набор пополнения и отправку его в партизанский отряд, а также доставку боеприпасов из партизанского отряда в город для проведения диверсий на немецких объектах.
Позже Герой Советского Союза подполковник КГБ Терентий Федорович Новак вспоминал о работе с Виталием Захаровым, цитируя строки военного дневника:
«Виталий Захаров из Тучина передал партизанам комплект хирургических инструментов и некоторые медикаменты. Все это его ребята добыли в немецком госпитале. Кроме того, в лес отправлены медицинские инструменты, которые наши товарищи взяли в городе, на складе немецкого Красного Креста. Шофер Гриша Ломакин отвез партизанам на грузовике семьдесят пар валенок. Сейчас-то валенки в лесу не нужны, не по сезону, но кто знает, сколько времени ребятам придется еще партизанить? Одним словом, пригодятся. Виталий Захаров собирается обеспечить партизан еще и шерстяными свитерами. Он передал мне со связным, что в Тучине на трикотажной фабрике можно добыть несколько десятков, а может, даже и сотен свитеров. Просит прислать’ приемщика, спрашивает, как переправить свитера в лес. Полагаю, ему надо помочь». И далее: «Группа связных во главе с Виталием Захаровым доставила в город из партизанского отряда мины и гранаты».
Однажды Захарова едва не захватили бандеровцы, устроившие засаду, но партизанам удалось отбиться. К октябрю 43-го дальнейшее пребывание псевдо-Клименко у немцев стало смертельно опасным, и Виталий Иванович с оружием в руках ушел к партизанам — в спецотряд 4-го Управления НКВД-НКГБ СССР «Победители», которым командовал капитан государственной безопасности Дмитрий Николаевич Медведев — будущий полковник и Герой Советского Союза. В составе этого отряда действовал знаменитый разведчик Николай Иванович Кузнецов. Д. Н. Медведев позже вспоминал об этом эпизоде в своей книге «Сильные духом» так, слегка переиначив за давностью лет фамилию выходца из Мстеры:
«Виталий Захарьев [Захаров], работавший инженером на ткацкой фабрике окружного комиссариата Вейера, собрал боеспособную группу из таких же бывших военнопленных, каким являлся он сам. Группа эта развернула большую агитационную работу среди населения. Не удовлетворившись этим, тучинские товарищи начали планомерно вредить гитлеровцам на фабрике, где работали, и в конце концов окончательно вывели ее из строя. После этого тучинская группа Захарьина (Захарова) переправилась в отряд Медведева. У себя в Тучине они больше оставаться не могли, а мы нуждались в пополнении».
В отряде «Победители» Виталий Захаров воевал до середины августа 1944 года, когда Советская Армия уже вышла на границу с Польшей.
В дальнейшем В. И. Захаров занимался хозяйственной работой. За свои подвиги в военные годы он был награжден орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, позже получил орден Отечественной войны 1-й степени. В послевоенные годы бывший подпольщик работал на Коломыйской ткацкой фабрике в Ивано-Франковской области, потом переехал во Львов, где занимал руководящий пост на таком же предприятии. Закончил свою карьеру инженер из Мстеры сотрудником Министерства легкой промышленности УСССР в Киеве. До разгула нацизма на Украине в XX веке Виталий Иванович, к счастью, не дожил…
Михаил Одинцов.
Комментарии