Надо сказать, что модернизм был признан стилем совсем недавно, уже в XXI веке. Его началом принято считать 1955 год. Именно тогда начали возводить здания, лишенные архитектурных излишеств или декора. Это были объекты, не хранящие творческого проявления. Или все же не совсем? Может быть, нужно просто вглядеться в эти дома-коробки, увидеть их заново? Дома, совершенно похожие друг на друга – но как же рады им были люди, получавшие отдельные квартиры, переселявшиеся из бараков и коммуналок! Эта радость даже нашла свое выражение в музыке и кинематографе. В 1959 году композитор Дмитрий Шостакович написал оперетту «Москва. Черемушки», а в 1962 году по ней был поставлен фильм. С тех пор название исчезнувшей подмосковной деревни вошло в историю и стало нарицательным. Именно её территория в те уже далекие годы превратилась в район новостроек. Фильм по оперетте Шостаковича снимался в ленинградском районе Автово, тоже бывшем в прошлом деревней. Не зря говорят, что Черемушки существовали да и сейчас существуют в каждом городе. Есть ли они в Вязниках? Конечно.
Вязниковскими Черемушками вполне можно назвать часть старинного поселка Ярцево, давно вошедшего в черту города. Здесь в 1960-1980 годы появились 5 и 9-ти этажные дома, образовавшие новый район вокруг завода «Текмашдеталь». Типовые постройки возводились быстро и без особых затрат. Хрущевки, которые появились здесь первыми в названный период, имеют 3-4 этажа, но все же – самые распространенные и традиционные – пятиэтажки. Их создатели отказались не только от декора, как от архитектурных излишеств, но и от лифтов. Поэтому выше 5 этажей хрущевки не росли. Маленькие комнаты и кухни, низкие потолки, узкие дверные проемы. Что же тут хорошего? И все же… Так не бывает, чтобы были одни только минусы. Должны быть и плюсы. В чем же они? Сейчас людям очень остро стало не хватать уюта и чувства защищенности, которые дарили эти дома. Все дело в том, что в период их возникновения еще не существовало понятия точечной застройки, и дворы хрущёвок чаще всего становились цветущими садами с сиренью, пионами и ирисами у подъездов. Рядом располагались детские площадки, строились магазины и школы. Такие сложившиеся и обжитые районы становились очень удобной средой для человеческой жизни. Можно говорить и о появлении архитектурного ансамбля модернизма.
Но это снаружи. А что же внутри? А внутри – тоже ничего лишнего. Антресоли для хранения вещей и кладовка не допускали совершенный минимализм. Имелся шкафчик-холодильник в кухне под окном, окно для вентиляции в ванной комнате. Маленькая площадь квартир была рассчитана с учетом движений человека, которые просчитывались специально. Все строго и рационально. И все-таки те, кто вырос в таких домах, неотличимых друг от друга, знают – они были уютны. Они и сейчас берегут этот уют.
Именно одинаковость типовых строений дает возможность писать о любом из них. Далеко ходить не надо. Можно найти такие дома и в других точках Вязников. К примеру, дом №25 по улице Чехова. Самая обыкновенная пятиэтажная хрущевка. Все разновидности таких домов относятся к какой-либо серии. Этот дом относится к серии I-447. Расшифровать скупые обозначения совсем нетрудно: единица обозначает жилые здания, двойка – общественные. Следующие цифры – это порядковый номер серии. Самое распространенное строение самой распространенной серии — не редкость. Такие дома строились во многих городах СССР, сама серия появилась еще в 1950-е годы. А просуществовала она до конца 1970-х. Для этих зданий характерны стены из необлицованного белого кирпича и двустворчатые окна с торцевых сторон прямоугольного здания. В домах этой серии квартиры, как правило, состоят из одной или двух комнат. Трехкомнатных квартир в них практически нет или очень мало. Подобные дома часто строились как ведомственные, то есть предназначались для работников фабрик, заводов, предприятий. А для того, чтобы все потребности людей, переселяющихся в новые квартиры, были учтены, разрабатывалась даже новая мебель, способная уместиться в маленькое пространство.
Подъезды чаще всего окрашивались в спокойные зеленые или синие цвета. И еще одно явление подарила эпоха – метод народной стройки. Заключался он в том, что рабочие заводов и фабрик строили свои дома самостоятельно. На это уходило время после рабочих смен. Несмотря на сложность метода, дома оказались добротными. Среди них очень много двухэтажных, но встречаются и более высокие строения. В Вязниках их можно увидеть на Комсомольской улице.
Что же касается нежилых зданий эпохи модернизма, то и они мало чем отличались друг от друга. Существовали типовые проекты школ, детских садов, поликлиник. За этими строениями тоже скрываются цифры-серии. В уже упомянутом вязниковском микрорайоне Текмаш есть пример такой застройки – это школа №4.
Впрочем, иногда и жилые дома могли похвастаться чем-то необычным. Например, упоминанием важного события. В Вязниках такой дом можно увидеть в микрорайоне Север. Он был построен в 1980 году, и напоминает об этом надпись «Олимпиада 80», выложенная красным кирпичом. Этот дом относится уже к другой разновидности строений модернизма. Такие дома называли «брежневками». В Вязниках их немало. К примеру, интересны девятиэтажные дома на Стахановской улице. Эти панельные объекты украшены разноцветной плиткой. Именно она и дала новое название линейке типовых зданий — ковровская серия. Все дело в том, что строительные конструкции для них изготавливались на Ковровском домостроительном комбинате. Чем же отличаются более поздние строения модернизма от своих совсем недалеких предшественников? Все же хрущевки оказались тесноваты, и на смену им пришли дома улучшенной планировки с лифтами и мусоропроводами. И пространства, и удобств в них было больше.
В квартирах проектировались раздельные санузлы, лестничные пролеты и дверные проемы стали шире. Дома даже выросли. Девятиэтажный дом предполагал наличие одного лифта, а десятиэтажный – уже двух. Продолжали строиться и пятиэтажки без лифтов. Часто балконы в брежневках заменяли лоджии, впервые появившиеся в эпоху итальянского Возрождения. Возникло и еще одно новшество – малосемейки, имеющие 5, 9 или 12 этажей. Как правило, в них один подъезд. Они предназначались для молодых семей и представляли собой дома коридорного типа с полноценными квартирами. Такие дома – не общежитие, но и не стандартная квартира — и сегодня остаются экономными вариантами при покупке недвижимости. Есть малосемейки и в вязниковском микрорайоне Текмаш. Девятиэтажки построены в 1980-90 годы. Из-за своего размера дома получили прозвище «три богатыря». С общих балконов зданий открывается удивительный вид на закаты над Клязьмой.
Начавшись в 1950-е годы, история модернизма не закончилась сегодня. Дома по типу хрущевок и брежневок возводятся и сейчас. Их черты хранят и новостройки уже нового века, их функциональность все же – эпоха. А еще – память, если хотя бы одно поколение вспоминает о них, как о свидетельстве детства. Это очень важно – помнить о нем, независимо от названия архитектурного стиля, существовавшего тогда. Название даст история.
Фото из архива «Маяка».
Комментарии