«Капитанская дочка» (литературоведы до сих пор спорят — это большая повесть или маленький роман) является одним из наиболее известных произведений Пушкина. Его проходят в рамках школьной программы, по нему в разное время снято несколько художественных фильмов. Однако мало кто знает, что прототип капитанской дочки Маши Мироновой непосредственно связан с нашим краем.
На самом деле капитанскую дочку звали Евгения Смирнова. Ее отец 34-летний капитан Сергей Максимович Смирнов после измены части солдат его команды был взят в плен мятежником Емельяном Пугачевым, выдававшим себя за императора Петра III, при взятии городка Осы в нынешнем Пермском крае. Капитан Смирнов отказался служить самозванцу, заявив, что знает лишь одну царицу — Екатерину II. Пугачев велел повесить не изменившего присяге офицера. Это случилось в июне 1774 года — ровно 250 лет назад!
Оставшись сиротой, дочь капитана Смирнова в силу стечения обстоятельств оказалась в Петербурге, где ее взяла под свою опеку семья сына императрицы Екатерины II, определившая девочку в Смольный институт благородных девиц. Несколько лет спустя, играя в любительских спектаклях во дворце наследника престола цесаревича Павла Петровича, Евгения познакомилась со своим сценическим партнером — молодым гвардейским офицером князем Иваном Михайловичем Долгоруковым. Аристократ и завсегдатай большого света без памяти влюбился в сироту-бесприданницу и, вопреки недовольству сановных родных, женился на ней.
Позже Долгоруков в течение 10 лет занимал пост владимирского губернатора. Во Владимирской губернии обосновалась родня капитанской дочки: сначала ее брат, потом племянник и семейство последнего. Смирновы владели усадьбой Никитинское неподалеку от «дворянского гнезда» Танеевых в Маринино. Именно поэтому выставка о семье капитанской дочки и проводится в ставшей музеем марининской усадьбе.
Князь Долгоруков получил известность, как писатель, поэт и мемуарист. Его произведения имелись в личной библиотеке Пушкина, который даже упоминал князя в своих стихах. Пушкин был близко знаком с сыновьями мужа капитанской дочки и хорошо знал историю семейства Смирновых. Работая в архивах с целью сбора материала для написания «Истории Пугачевского бунта», Пушкин нашел сведения о подвиге капитана Смирнова, о чем и написал в этой книге. Однако помимо серьезного исторического исследования Александр Сергеевич создал и художественное произведение, положив в основу его сюжета трагические страницы семейной хроники Смирновых. Кстати, один из прототипов Петра Гринева, жениха Маши Мироновой, жительствовал в Вязниковском уезде, и его так и звали — Петр Гринев! Он был помещиком деревень Черноморье на речке Таре, в молодости чудом спасся от головорезов Пугачева и позже дослужился до равного майору чина коллежского асессора. Он был на семь лет старше Евгении Смирновой, и весьма вероятно, был с ней знаком.
На выставке в Маринино, которую совместно проводят Историко-краеведческий музей Ковровского района и Государственный архив Владимирской области, будут впервые представлены подлинные фотографии семейства Смирновых позапрошлого столетия, а также редкие книги, написанные ими более полутора-двух веков назад, представляющие ныне библиографическую редкость. Государственный архив Владимирской области представит на этой выставке копии документов минувших веков о семье Смирновых, хранящихся в фондах ГАВО. Выставка также расскажет об имении Смирновых Никитинское, где до сих пор сохранился большой усадебный парк со старыми липовыми аллеями. Наряду с музейными экспонатами и архивными документами будут показаны книги и гравюры из частных архивов из владимирского и столичного регионов.
Кроме того, в усадьбе Танеевых будет представлена книга «Капитанская дочка и ее семейство» Николая и Эллы Фроловых (их перу принадлежит около десятка книг и по различным аспектам истории Вязниковского края), изданная к юбилею великого поэта и рассказывающая о прототипе героини Пушкина и ее родственном окружении.
Комментарии