Сначала помещиком Филипповки являлся генерал-поручик Амплей Степанович Шепелев, которому это имение было дано в приданое за женой графиней Прасковьей Андреевной Матвеевой. Она была внучкой боярина Артамона Сергеевича Матвеева, друга царя Алексея Михаиловича и дочкой дипломата графа Андрея Артамоновича Матвеева, которым в XVII – начале XVIII столетий во Владимирском уезде принадлежали огромные Сарыевская и Осиповская вотчины — ныне значительная часть Сарыевского поселения Вязниковского района вместе с селом Сарыевым и часть Клязьминского поселения Ковровского района, а также часть селений нынешнего Степанцевского поселения Вязниковского района.
Дед Прасковьи Андреевны Артамон Сергеевич Матвеев начинал карьеру стряпчим при дворе царя Алексея Михайловича, а затем достиг боярского чина. Несколько лет он руководил Посольским приказом (аналогом МИДа). А брак царя Алексея Михайловича с воспитанницей Матвеева Натальей Кирилловной Нарышкиной еще более укрепил положение Артамона Сергеевича при дворе. Но после смерти царя Алексея в 1676-м Матвеев по проискам родни нового царя был отправлен в ссылку, а в мае 1682 года погиб во время стрелецкого бунта в Москве.
Его сын граф Андрей Артамонович Матвеев тринадцать лет защищал интересы России на посту русского посла в Голландии, в 1712-1715 гг. находился в качестве посла в Вене при Австрийском дворе. Когда Матвеев покидал столицу империи Габсбургов, император Карл VI пожаловал ему титул графа Священной Римской империи. Так Матвеев стал одним из первых обладателей этого титула в России. Окончил карьеру граф Андрей Матвеев действительным тайным советником и скончался в 1728 году.
Дочь Матвеева графиня Прасковья Андреевна стала супругой генерал-поручика Амплея Степановича Шепелева, сделавшего карьеру в царствование дочери Петра Великого императрице Елизаветы Петровны.
Их сын Петр Шепелев родился в 1737 году и начал службу в 17-лет в лейб-гвардии Измайловском полку. В гвардии он достиг чина капитан-поручика и в 1765 году был переведен подполковником в Санкт-Петербургский карабинерный полк, в составе которого участвовал в войне 1768-1772 гг. с польскими конфедератами. В этой кампании Шепелев отличился при осаде Ченстоховской крепости: имея под своей командой только 60 карабинеров, он атаковал высланный из крепости кавалерийский отряд из 400 человек, разбил его и преследовал, не потеряв ни одного человека.
Произведенный за этот подвиг в полковники, П.А. Шепелев в мае 1771-го участвовал под начальством генерал-майора А.В. Суворова в сражении у Тыкоцкого монастыря, взял штурмом неприятельский редут, овладел неприятельской артиллерией и взял много пленных. За этот бой его наградили орденом св. Георгия 4-го класса.
В 1773 году полковник Шепелев, командуя сводным отрядом, действовал против войск Емельяна Пугачева в Башкирии и упоминается в архивных заготовках А.С. Пушкина к «Истории Пугачевского бунта».
В 1775 году Петр Амплиевич Шепелев был произведен в бригадиры Каргопольского карабинерного полка и отправлен в годичный отпуск после получившей большой резонанс его дуэли с князем Петром Михайловичем Голицыным. В «Замечаниях о пугачевском бунте» А.С. Пушкин воспроизвел предание об убийстве Шепелевым 36-летнего генерал-поручика князя Голицына на дуэли 11 ноября 1775 года в Москве: «Князь Голицын, нанесший первый удар Пугачеву, был молодой человек и красавец. Императрица заметила его в Москве на бале (в 1775) и сказала: как он хорош! Настоящая куколка. Это слово его погубило. Шепелев (впоследствии женатый на одной из племянниц Потемкина) вызвал Голицына на поединок и заколол его, сказывают, изменнически. Молва обвинила Потемкина». По мнению современных исследователей, Шепелев убил Голицына, скорее всего, при самообороне.
В 1783-м произведенный в генерал-майоры Петр Амплиевич женился на племяннице екатерининского фаворита Григория Потемкина Надежде Васильевне, урожденной Энгельгардт, и был направлен со своей дивизией в Крым, к войскам, предназначенным для присоединения этого края к России.
В последующие годы П.А. Шепелев сделал головокружительную карьеру: он был произведен в генерал-поручики, участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. и командовал войсками в Белоруссии и Литве.
Император Павел I назначил Шепелева шефом Малороссийского кирасирского полка, а в 1797 году, при переходе на гражданскую службу, пожаловал ему чин действительного тайного советника и сенатора.
Во время Отечественной войны в 1812 году сенатор П.А. Шепелев обязался жертвовать по 5 тысяч рублей на борьбу с Наполеоном ежегодно – до окончательной победы – внеся, таким образом, до вступления русской армии в Париж 15 тысяч рублей. Имя Петра Амплиевича Шепелева было занесено на мемориальную доску в Галерее Воинской Славы в Храме Христа Спасителя в Москве (доска № 28).
15 марта 1816 года П.А. Шепелев вышел в отставку, причем ему в тот же день был пожалован орден св. Александра Невского. Умер действительный тайный советник Шепелев 8 ноября 1828 года в Петербурге в 91-летнем возрасте и был похоронен в Александро-Невской лавре.
Его супруга Надежда Васильевна пережила мужа на пять с половиной лет и скончалась 12 июня 1834 года почти в 73-летнем возрасте в Москве. Брак Шепелевых был бездетен, и потомства они не оставили.
Во Владимирской губернии у Шепелевых находились родовые владения, которые принадлежали их предкам еще в начале XVIII века. Среди них — сельцо Филипповка, находившееся в 4-х верстах от села Голышово и которое состояло после образования Владимирской губернии в 1778 году сначала в Вязниковском уезде, а с начала XIX столетия – в Судогодском.
По данным Генерального межевания 1770-х гг., сельцо Филипповка состояло из 10 крестьянских дворов, где проживало 40 душ мужского пола и 35 женского. При Филипповке насчитывалось более 2100 десятин земли (почти 2300 гектаров). Тогда сельцо Филипповка описывалось так: «Находится на левом берегу речки Эльма, земля иловатая с песком, хлеб и покосы средственны, лес дровяной, крестьяне на оброке».
К 1811 году в Филипповке у П.А. Шепелева упоминаются, кроме крестьян, еще и дворовые люди — 20 человек. По всей видимости, в Филипповке еще тогда, при Шепелевых, уже была владельческая усадьба, и весьма вероятно, что генерал Шепелев с супругой жили там какое-то время, а 20 дворовых — не что иное, как прислуга в шепелевском доме.
Любопытно, что в то время, когда крестьяне в России почти повсеместно еще не имели фамилий, почти все дворовые господ Шепелевых в Филипповке уже в 1810-х годах писались полностью – имя, отчество и фамилия. Например, Николай Алексеевич Умнов, Тит Корнеевич Прянишников, Егор Савельевич Сытин, Петр Федорович Гусев, Семен Савельевич Преженцов, Емельян Иванович Трумин.
Незадолго до кончины, 6 марта 1834 года, действительная тайная советница Надежда Васильевна Шепелева составила завещание, определившее дальнейшую судьбу своего имения сельца Филипповка Судогодского уезда. По желанию вдовы Шепелевой все свое движимое и недвижимое имение она разделила детям своего племянника действительного статского советника князя Владимира Сергеевича Голицына. Именно он и был другом Пушкина…
Комментарии