16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:44, 30.07.2024

Путешествие на тракторе в усадьбу друга Пушкина

/ Краеведение

Вязниковским историко-художественным музеем к 225-летию А. С. Пушкина подготовлена книга историков-краеведов Николая и Эллы Фроловых о семействе генерала князя Владимира Сергеевича Голицына — друга великого поэта, владельца усадьбы Филипповка в пределах Степанцевского МО нынешнего Вязниковского района. Там генерал — герой Отечественной войны, а потом его сын отставной капитан Сергей Голицын, герой обороны Севастополя, с женами и детьми жили вплоть до конца 1870-х гг. А следующее поколение Голицыных, чье детство прошло в Филипповке, закончили свой век кто где: в Москве, в среднеазиатской ссылке и даже в эмиграции в далеком Брюсселе. Всевозможных документов, планов и даже старых фотографий Филипповки было собрано немало, однако требовалось побывать на месте усадьбы Голицыных, дабы сделать фотографии местных реалий для книги.

Филипповка запустела сравнительно недавно: в первой половине 2000-х гг. Однако контакты с представителями Степанцевской администрации, лесниками, охотниками и прочими, знающими окрестные леса бывалыми людьми, позволили сделать неутешительный вывод: на машине, даже на самом навороченном внедорожнике, в бывшую Филипповку сегодня попасть практически невозможно: непроходимая чаща, болотистая местность и полное бездорожье в сочетании с лесными завалами представляют собой одно сплошное препятствие на несколько километров. Идти туда пешком по таким заболоченным дебрям, где вода стоит порой на полметра глубины, дороги заросли и множество старых просек с развилками, каждая из которых представляет собой настоящий квест, тоже не вариант.

В итоге было найдено нестандартное решение. На помощь краеведам пришел депутат Ковровского райсовета предприниматель Илья Андрейчук. Он длительное время живет в деревне Аксиниха Ивановского МО Ковровского района, которая находится на границе с Вязниковским районом и откуда до Филипповки порядка 5 км. Обладая внушительным парком различной техники, И. Андрейчук выделил для похода в Филипповку старенький трактор МТЗ под своим личным управлением.

— Новый трактор жалко, мы его там почти обязательно поломаем. А это — рабочая лошадь. Почему сам поехал? Потому что если молодых трактористов послать, то они могут заехать куда-нибудь не туда, — так объяснил Илья Дмитриевич свои действия.
И мы поехали. Как говорится, «по лесам, по полям синий трактор едет к вам». В принципе в кабину МТЗ поместиться втроем вполне возможно, хотя передвигаться подобным образом получится не слишком комфортно. Однако это если двигаться по более-менее ровной местности или хотя бы по какой-нибудь дороге. В данном случае налицо имелось лишь примерное направление (и то его определили не сразу, пришлось сначала хорошо поискать), где местами кругом стояла вода, а еловая и березовая поросль были намного выше человеческого роста и даже выше трактора. И почти на всем пути бесконечный бурелом: упавшие деревья различной величины и толщины, которые порой образовывали подобие внушительных нерукотворных баррикад.

Илья Дмитриевич на своем видавшем виды тракторе сходу таранил и продавливал молодую поросль, лихо преодолевал участки из глины пополам с водой. Порой трактор полз вверх под углом чуть ли не в 45 градусов, иногда его опасно кренило, но депутат-тракторист Андрейчук оказался поистине механизатором-виртуозом. Успешно форсируя препятствия одно за другим, мы медленно, но все-таки двигались вперед по словно бы бескрайнему лесу. Правда, при этом железной кабиной отбило все бока, потому что держаться в кабине, если ты сверхштатный пассажир, особенно не за что. Перед завалами приходилось вставать и пускать в ход бензопилу. Распиленные на несколько частей стволы надо было отбрасывать или оттаскивать в сторону. И так много раз.

Трактор буквально давил изобилие сморчков. Однако собирать эти первые весенние грибы не было не времени, ни желания. Наконец, стало светлее. Казавшийся бесконечным смешанный хвойно-лиственный лес сменила сравнительно молодая березовая роща.

— Тут раньше совхозное поле было, давно уже. Значит, приближаемся к Филипповке, — сделал вывод И. Андрейчук.

Впереди открылось свободное от леса пространство — залитая лучами яркого солнечного света живописная долина, по которой течет небольшая речка с красивым названием Эльма. Кстати, этому названию уже несколько веков. Раньше через речку был переброшен деревянный мостик, но теперь его нет. Натужно поддав, трактор решительно ныряет в неширокую, напоминающую большой ручей Эльму, поднимая тучу брызг, и почти сразу карабкается на противоположный берег. Все, добрались! Причем с минимальными потерями: разбито зеркало и отлетел габаритный фонарь. Илья Дмитриевич оптимистично замечает: «Не беда. Главное — доехали. Я ведь тут последний раз был лет пятнадцать назад…».

В Филипповке речка Эльма образует три овальных по своей форме пруда: восточный, центральный и западный. У западного пруда сохранилась мощная земляная плотина, построенная еще при князьях Голицыных. На южном возвышенном берегу этого пруда раньше стояла княжеская усадьба. До сих пор видно место, где находился усадебный дом. Частично сохранились старые почти двухвековые липы, которыми господский дом был обсажен, а также одна из аллей небольшого парка. Уцелел также дуб-ветеран. Видны каменные фундаменты снесенных строений и столбы от старых заборов. От дома к плотине и от нее к деревне от усадьбы тоже раньше вела липовая аллея. Сейчас от нее остались только огромных в три обхвата две липы, выросшие, наверное, еще при Екатерине II. Одна из них упала от старости, другая еще держится.

Напротив, на северном берегу Эльмы, прежде находилась крестьянская жилая застройка. Следы подворий хорошо видны до сих пор: остатки домов и сараев, деревья заброшенных садов, а также полуразрушенное краснокирпичное здание деревенского магазина, построенное еще в начале прошлого века. Попадаются обломанные деревянные столбы для электросетей. В конце 1950-х гг. деревню электрофицировали. Раньше в Филипповке также находились школа-восьмилетка, сельсовет, ферма с буренками, овчарня и водокачка, однако от этих строений сегодня не осталось и следа.

В общем место красивое, даже романтичное, с многовековой интереснейшей историей и на редкость труднодоступное. Пожалуй, сегодня это один из самых труднодоступных уголков Вязниковского края. Для экстремального туризма Филипповка подходит как нельзя лучше.

Необходимые фотографии для книги были сделаны. Обратный путь занял гораздо меньше времени: искать дорогу и пилить упавшие деревья уже не требовалось. Такое вот получилось практическое краеведение. Оно неплохо дополняет архивное и диванное, хотя и практикуется не часто. Наверное, потому что на всех краеведов тракторов не напасешься!

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
10:34, 26.11.2024 0 комментариев
Музейщикам придут на помощь экскурсоводы-голограммы / Краеведение

В историко-краеведческом музее соседнего Ковровского района появились новые «экскурсоводы». Их целых три, причем они не числятся в штате и не получают зарплату. Задача этих новых сотрудников встречать посетителей в «Усадьбе двух генералов» в селе Павловском, в музее-усадьбе Танеевых в селе Маринино и в музее «На древней земле Стародуба» в селе Клязьминском городке. Каждый из этих экскурсоводов будет работать в своем особом индивидуальном образе.


11:32, 21.11.2024 0 комментариев
В Музее песни прошёл вечер памяти Ларисы Сёминой / Земляки

Ученики певицы и автора песен о Вязниках познакомили гостей вечера с творчеством вязниковской певицы, участницы многих Фатьяновских праздников, автора песен. Ведущей и главной исполнительницей стала дочь Сёминой – Дария Курпаяниди.


теги:
10:03, 19.11.2024 0 комментариев
Роковой выстрел в последний день весны / Краеведение

В ясный теплый день 31 мая 1898 года, накануне начала лета, в селе Барское-Татарово Вязниковского уезда произошла трагедия. В господской усадьбе Протасьевых, расположенной посреди старинного тенистого парка на высоком берегу реки Мстерки, из револьвера застрелился 15-летний Евлампий Игнатьевич Демин. Вместе с родителями он гостил у своего дяди вязниковского земского начальника Ивана Евлампиевича Протасьева. Живописнейший уголок, материальное изобилие, отличные перспективы в жизни и почти летнее ласковое солнышко разом померкли для молодого человека. Причины рокового решения так и остались до конца не разъяснены. Безутешная родня несчастного самоубийцы всячески стремилась избежать огласки. Известно лишь, что роковой выстрел стал следствием неразделенной любви и неизбежного в подростковом возрасте юношеского максимализма...


Архив блога