Ростово-Суздальская земля, именовавшаяся в старину Залесьем, в конце XI столетия оказалась уделом князя Всеволода I Ярославича, который получил его в качестве придачи к своему основному Переяславскому княжеству (с центром в Переяславле-Русском, нынешнем Переяславле-Хмельницком Киевской области Украины). Поэтому и владыку этот удел примерно в 1089 году тоже обрел одного — митрополита Переяславского, Суздальского и Ростовского. Связь между князьями Ростово-Суздальской земли и Переяславского княжества и переяславскими архиереями сохранялась вплоть до начала XIII столетия. Тогда же он стал духовником семьи Всеволода I. Будущему Ярополку II, основателю Ярополча-Залесского тогда было 7 лет. И вплоть до его 30-летия владыка Ефрем оставался духовным отцом этого князя.
Классик отечественной историографии Сергей Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» писал о разделе отцовского владения сыновьями Ярослава Мудрого так: «Ярославичи так распорядились своими родовыми волостями: четверо старших поместились в области Днепровской, трое — на юге: Изяслав — в Киеве, Святослав — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле… Что касается отдаленнейших от Днепра областей на севере и востоке, то видим, что окончательно Новгород стал в зависимости от Киева, …Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье — от князей Переяславских».
Будущий митрополит Ефрем являлся выходцем из боярского рода. Известно, что в молодости он служил при дворе старшего сына Ярослава Мудрого великого князя Киевского Изяслава Ярославича и был известен современникам, как «известный и родовитый человек, весьма отличаемый князем Изяславом и заведовавший у него всем».
Однако, тяготясь светской жизнью, молодой боярин принял иноческий постриг с именем Ефрема в Киево-Печерском монастыре по благословению преподобного Антония Печерского, причем само пострижение совершил блаженный Никон Печерский — известный летописец и ученый своего времени. Разгневанный князь грозил бывшему любимцу заключением в темницу, если тот не вернется в мир, но монах-неофит остался непоколебим, а Изяслав угрозы воплотить на практике все же не решился. Тем не менее, на всякий случай братия отправила Ефрема в Константинополь для изучения уставов греческих монастырей.
Поставление Ефрема на Переяславскую кафедру митрополитом Киевским и всея Руси Иоанном II состоялось после кончины епископа Переяславского Петра. Как гласит житие, «В то время преставился блаженный епископ Переяславский Петр; по благословению Божию и общему решению, и по желанию великого князя Всеволода Ярославича, преподобный отец наш Ефрем был поставлен преосвященным митрополитом Киевским Иоанном в епископа Переяславского».
Митрополит-историк Макарий считал, что владыка Ефрем мог использовать для обустройства епархии не только доходы Переяславской кафедры, но и свои личные средства вельможи и княжьего милостника. Преосвященный Ефрем украсил Переяславль тремя каменными храмами, обнес город каменной же стеной.
«Повесть временных лет» легендарного летописца Никона под 1090 годом подробно упоминает о владыке Ефреме:
«В се же лето священа бысть церквы святаго Михаила Переяславская Ефремом, митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущю, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды. Сий бо Ефрем бе скопец, высок телом. Бе бо тогда многа зданья въздвиже: докончав церковь святаго Михаила, заложи церковь на воротех городных во имя мученика Феодора, и посемь святаго Андрея у церкве от ворот и строенье баньное камено, сего же не бысть преже в Руси. И град бе заложил камен от церкве святаго мученика Феодора, и украси город Переяславьский здании церковными и прочими зданьи».
Пресловутое «банное строение» — подобие крестильни, специальное здание с купелью, которых прежде на Руси не видали, очевидно, было возведено по греческому образцу.
14 августа 1091 года владыка Ефрем участвовал вместе с другими архиереями в перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского. Считается, что митрополит Ефрем Переяславский ввел на Руси в том же 1091-м праздник Перенесения мощей св. Николая Мирликийского на 9 мая — день Николы Вешнего или Мокрого, почитаемый в народе до сих пор.
Помимо Переяславля митрополит Ефрем был самым тесным образом связан с Суздалем — тогдашним церковным и административным центром нашего Владимирского края. Известно, что владыка пожаловал Киево-Печерской обители в Суздале двор (подворье) с церковью святого Димитрия и селами. Упоминание об этом содержит та же «Повесть временных лет», рассказывая о событиях 1096 года, когда шла междоусобная война между переславским князем Владимиром Мономахом и черниговским князем Олегом Святославичем. Олег тогда сжег Суздаль, вотчину Мономаха. При этом уцелел только суздальский монастырский двор Киево-Печерской обители с церковью, пожалованный владыкой Ефремом, находившийся за рекой Каменкой:
«…Олег же повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырьскый Печерьскаго манастыря и церкы, яже тамо есть святаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем с селы…»
В Лаврентьевской летописи есть еще одно известие, указывающее на пребывание Ефрема в Суздальской земле, куда этот архипастырь приезжал регулярно. В летописном рассказе за 1222 год о постройке великим князем Владимирским Юрием II Всеволодовичем новой соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, летописец подчеркивает, что предшествующий храм поставили там прадед великого князя Владимир Мономах и владыка Ефрем:
«В лето 6728 Великъии князь Гюрги заложи церковь каменьну святая Богородица в Суждали на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже оучала бе рушитися старостью и верх ея впал бе, та бо церковь создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженным Ефремом».
В Киево-Печерском патерике рассказывается, что первоначальный Суздальский Успенский собор был построен по образцу Успенского собора Киево-Печерской лавры при активном участии епископа Ефрема, а исследователи предполагают, что владыка непосредственно участвовал в выборе архитектурного типа суздальского храма.
По данным Никоновской летописи и Степенной книги, митрополит Ефрем построил в Суздале церковь во имя святого Димитрия (находилась на нынешней Пушкарской улице г. Суздаля). Позже при этом храме возник Дмитриевский Печерский монастырь. В советское время последняя по времени постройки Дмитриевская церковь была разрушена, а теперь на том месте находится музей деревянного зодчества. Таким образом, по мнению российского и советского историка Михаила Присeлкова (чудом выжившего в Соловецких лагерях), суздальская и ростовская кафедра в конце XI — первой трети XII веков управлялась напрямую переяславским митрополитом.
Известно, что митрополит Ефрем был человеком хорошо образованным, отличался строгостью жизни и опытностью. Современники называли его «мужем дивным, чудотворным и многодобродетельным».
Год кончины владыки Ефрема точно неизвестен. По одной из версий, митрополит Ефрем управлял Суздальской епархией в 1090-1119 гг.
В его житии говорится, что он был погребен в Переяславле в кафедральной церкви Архангела Михаила, которую сам же преподобный и построил. Однако потом мощи святителя Ефрема были положены в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря и сохраняются в лавре до сих пор. Именно поэтому в церковной традиции он известен, как Ефрем Печерский. По одной из версий гроб своего духовника туда перенес Ярополк II, ставший великим князем Киевским и основавший город своего имени на реке Клязьме.
Николай Фролов.
На иллюстрациях:
- Святитель Ефрем Переяславский. Икона у мощей святого в Киево-Печерской лавре
- Ефрем Переяславский. Фрагмент гравюры «Собор всех святых Киево-Печерской лавры». Гравер В. Белецкий. 1756 год
- Ефрем Переяславский. Рисунок XIX столетия
- Ефрем Переяславский. Современное изображение
- Великий князь Всеволод I Ярославич. Портрет из «Царского титулярника» 1672 год
- Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. С картины К. Мирошник и Н. Кургузовой-Мирошник
- Первый каменный Успенский собор в Суздале, построенный Владимиром Мономахом и митрополитом Ефремом. Реконструкция
- Церковь св. Димитрия в Суздале в начале XX века, построенная на месте храма, возведенного святителем Ефремом. Фото С. Прокудина-Горского
Комментарии