16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:42, 08.10.2024

Как наши земляки корабль для Петра I строили

/ Краеведение

О том, что Петр Великий является создателем российского военно-морского флота, общеизвестно. Однако мало кто знает, что наши земляки тоже приняли в этом самое непосредственное участие. А организатором строительства первых русских военных кораблей в нашем крае стал первый в истории митрополит самостоятельной Суздальской епархии Илларион (Ананьев), занимавший кафедру в «Богоспасаемом граде Суждале» в 1681-1705 гг. В ту пору в его епархию входили и Мстера, и Ковров, однако по воле царя владыка ведал и окрестными селениями, когда строительство кораблей стало поистине общенародным делом.

Митрополит Илларион известен, прежде всего, духовными подвигами и обширным церковным строительством. Но именно этот владыка первый и единственный среди архипастырей нашего края оказался вынужденным строить еще и… военные корабли! Разумеется, они предназначались вовсе не для охраны архиерейских вояжей по Клязьме и Волге (в ту пору северные границы обширной Суздальской епархии проходили как раз по великой российской реке). Это был вклад суздальского духовенства в создание ВМФ всей страны, которое началось по инициативе Петра Великого.

Суздальский митрополит Илларион

Архиерейство Иллариона пришлось на непростую пору царствования сыновей «тишайшего царя» Алексея Михайловича: сначала Федора III Алексеевича (он дважды посетил старца во Флорищевой пустыни, побывав проездом в городе Ярополче), а потом его младших братьев Ивана V и Петра I. Пользовавшийся репутацией подвижника, суздальский владыка нередко выполнял опаснейшие и сложнейшие миссии: мирил царскую фамилию с мятежными и пролившими немало крови стрельцами или по личной царской просьбе изгонял злых духов из одной из московских богаделен (на Кулишках) — и успешно с этим справился.

Но задача, которую ему поставил в 1696 году царь Петр, даже святого могла бы поставить в тупик. Решив создать мощный флот на Азовском море и устроив верфь в Воронеже, государь предписал самым богатым подданным строить корабли за свой счет, помогая государству.

Настоятельный совет, равный приказу, заниматься кораблестроительством, получили первые российские вельможи и богачи (в том числе владельцы Богоявленской слободы Мстеры князья Ромодановские), а также князья Церкви. Им предписывалось создавать «кумпанства», с расчетом поставки корабля примерно с 8-10 тысяч дворов крепостных крестьян. Далеко не все архиереи справились с неожиданной и сложной задачей. Некоторые из них так и не смогли начать строительство кораблей. Не хватало почти всего: корабельного леса, железа, пушек, рабочих и, самое главное, знающих мастеров-корабелов.

Воронежская верфь при Петре Великом

Предвидя подобную ситуацию, Петр I направил запрос в Сенат Венецианской республики, прося прислать в Россию «на пользу общей христианской войны» (имея в виду борьбу с турками, с которыми венецианцы воевали много лет) «добрых судовых мастеров». К услугам же венецианцев царь прибег потому, что главным типом кораблей, которые предполагалось строить, были галеры — гребные суда с небольшой осадкой и мощной артиллерией, пригодные для действия в прибрежных водах и при осадах приморских крепостей. Между тем к концу XVII столетия как раз венецианцы, основу морских сил которых как раз составляли гребные суда, считались признанными авторитетами в строительстве галер и галеасов. Венецианские галеры сооружались длиной до 50 и шириной до 6 метров, с осадкой не более метра. Корпуса были достаточно узкими, с соотношением длины к ширине 8 к 1, благодаря чему венецианские галеры считались наиболее быстроходными. Их вооружение состояло из 5 пушек, а экипаж достигал до 500 человек. Такие галеры имели по 25 весел по каждому борту, причем одним веслом длиной до 15 метров гребли сразу пятеро. Особенностью конструкции таких галер являлся изогнутый киль, позволявший экипажу легко вытаскивать галеру на берег, спускать на воду и снимать ее с мели.

В июле 1697 года 12 венецианских мастеров прибыли в Россию — сначала в Москву, а потом в Воронеж. Участок под строительство галер отвели на правом берегу реки Воронеж у городского посада ниже Богословской пристани.

Примечательно, что разработкой российского проекта галеры для Азовской флотилии, положив в основу предложенный венецианцами образец, занялся Владимирский приказ — административно-финансовое учреждение, представлявшее собой областную администрацию центральной России, под управлением которого находилась обширный Ярополчский стан, включавший большую часть территории нынешнего Вязниковского района. Ответственным за сбор средств на строительство галер, заготовку леса и железа, а также «мобилизацию» рабочей силы в нашем крае Петр I утвердил митрополита Иллариона, в ведение которого временно передавался и Владимирский уезд (во Владимире тогда своего архиерея не имелось), вместе с Ярополчем и Ярополчским станом. Владыка и его помощники лично отбирали «добрый» лес и умельцев-плотников среди жителей Суздаля, Ярополча, Мстеры и Вязниковской слободы.

Подьячие Владимирского приказа утвердили узкий корпус, ранее в России не применявшийся, но убрали каштель — полубак, надстройку на носу, благодаря которой галеры лучше всходили на волну и становились более мореходными. Владимирские приказнослужители решили, что на мелководье близ берега мореходностью можно пожертвовать для установки на баке мортиры крупного калибра. В итоге спор между венецианцами и владимирскими чиновниками рассудил сам царь, приказав снять мортиры с части галер, заменив их на медные пушки, стреляющие чугунными ядрами весом по 20 фунтов (более 9 кг).

Галера Азовского флота Петра I

Известно, что галеру митрополита Иллариона на воронежской верфи строили суздальцы и вязниковцы под началом венецианского мастера капитана Джакомо ди Пиетро Моро — одного из самых заслуженных и именитых корабелов, присланных городом дожей, гондол и каналов в Россию. Новинкой стало использование пильного леса вместо тесаного, что прежде у наших предков не практиковалось.

Любопытно, что среди шестерых дворян и стольников, отвечавших на верфи за прием леса и изготовление деталей набора корпусов строящихся галер, в том числе и для Илларионовой, был стольник Григорий Федорович Грибоедов — родственник нашего великого земляка Александра Сергеевича Грибоедова, автора «Горе от ума». Активно помогал строительству флота уроженец села Антилохово Суздальского уезда епископ Воронежский Митрофан, пожертвовавший на корабельное дело 6 тысяч рублей из личных сбережений — огромную по тем временем сумму.

Галера владыки Иллариона (по сути корабль Владимирского и Суздальского уездов) строилась с большими трудностями. Из-за нехватки материалов строительство поначалу шло медленно. 20 октября 1697 года приказчикам владыки Иллариона пришлось оправдываться и заверять, что «к указанному сроку тот их галер всем построен будет». И, действительно, отставание в темпах строительства удалось ликвидировать.

Галера Иллариона Суздальского была длиной в 53,1 метра, шириной — в 6,4, высотой — в 2,1. Ее вооружение состояло из трех больших пушек для нападения и примерно двух десятков фальконетов — орудий небольшого калибра — для самообороны и ближнего боя. Моряки оценили этот и ряд других кораблей венецианского типа, отметив их «изрядность и красоту».

Галера Азовского флота Петра I

В 1699 году, 325 лет назад, галера, сооруженная мастером Моро при участии наших земляков, вошла в состав Азовского флота под названием «Серебряный Сокол». Кстати, имена «поповских» галер, как их окрестили моряки, были более чем оригинальны. Так, галера митрополита Рязанского прозывалась «Заячий бег», патриарха — «Периная тягота», зато корабль митрополита Ростовского гордо именовался «Золотой Орел»!

Боевая галера митрополита Иллариона служила российскому флоту почти 10 лет до начала 1710-х гг., пережив владыку, который скончался в 1708-м и был погребен в суздальском Богородице-Рождественском соборе. Наверное, нам, потомкам современников Петра Великого, было бы неплохо восстановить облик и изготовить модель этого корабля.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:32, 21.11.2024 0 комментариев
В Музее песни прошёл вечер памяти Ларисы Сёминой / Земляки

Ученики певицы и автора песен о Вязниках познакомили гостей вечера с творчеством вязниковской певицы, участницы многих Фатьяновских праздников, автора песен. Ведущей и главной исполнительницей стала дочь Сёминой – Дария Курпаяниди.


теги:
10:03, 19.11.2024 0 комментариев
Роковой выстрел в последний день весны / Краеведение

В ясный теплый день 31 мая 1898 года, накануне начала лета, в селе Барское-Татарово Вязниковского уезда произошла трагедия. В господской усадьбе Протасьевых, расположенной посреди старинного тенистого парка на высоком берегу реки Мстерки, из револьвера застрелился 15-летний Евлампий Игнатьевич Демин. Вместе с родителями он гостил у своего дяди вязниковского земского начальника Ивана Евлампиевича Протасьева. Живописнейший уголок, материальное изобилие, отличные перспективы в жизни и почти летнее ласковое солнышко разом померкли для молодого человека. Причины рокового решения так и остались до конца не разъяснены. Безутешная родня несчастного самоубийцы всячески стремилась избежать огласки. Известно лишь, что роковой выстрел стал следствием неразделенной любви и неизбежного в подростковом возрасте юношеского максимализма...


09:52, 14.11.2024 0 комментариев
С творчеством Высоцкого в душе / Земляки

Вязниковский край по праву славится своими спортивными традициями и людьми, которые посвятили себя этой сфере. В их числе – известный легкоатлет Виктор Крестов. Человек, что и говорить, уникальный. В разные годы Виктор Финогентович  пробежал более 90 международных марафонов. Ему покорялись самые разные дистанции. Сегодня спортсмен  продолжает выступать, а для поддержания формы бегает по асфальту и лесным трассам несколько раз в неделю.


теги:
Архив блога