Митрополит Илларион известен, прежде всего, духовными подвигами и обширным церковным строительством. Но именно этот владыка первый и единственный среди архипастырей нашего края оказался вынужденным строить еще и… военные корабли! Разумеется, они предназначались вовсе не для охраны архиерейских вояжей по Клязьме и Волге (в ту пору северные границы обширной Суздальской епархии проходили как раз по великой российской реке). Это был вклад суздальского духовенства в создание ВМФ всей страны, которое началось по инициативе Петра Великого.
Архиерейство Иллариона пришлось на непростую пору царствования сыновей «тишайшего царя» Алексея Михайловича: сначала Федора III Алексеевича (он дважды посетил старца во Флорищевой пустыни, побывав проездом в городе Ярополче), а потом его младших братьев Ивана V и Петра I. Пользовавшийся репутацией подвижника, суздальский владыка нередко выполнял опаснейшие и сложнейшие миссии: мирил царскую фамилию с мятежными и пролившими немало крови стрельцами или по личной царской просьбе изгонял злых духов из одной из московских богаделен (на Кулишках) — и успешно с этим справился.
Но задача, которую ему поставил в 1696 году царь Петр, даже святого могла бы поставить в тупик. Решив создать мощный флот на Азовском море и устроив верфь в Воронеже, государь предписал самым богатым подданным строить корабли за свой счет, помогая государству.
Настоятельный совет, равный приказу, заниматься кораблестроительством, получили первые российские вельможи и богачи (в том числе владельцы Богоявленской слободы Мстеры князья Ромодановские), а также князья Церкви. Им предписывалось создавать «кумпанства», с расчетом поставки корабля примерно с 8-10 тысяч дворов крепостных крестьян. Далеко не все архиереи справились с неожиданной и сложной задачей. Некоторые из них так и не смогли начать строительство кораблей. Не хватало почти всего: корабельного леса, железа, пушек, рабочих и, самое главное, знающих мастеров-корабелов.
Предвидя подобную ситуацию, Петр I направил запрос в Сенат Венецианской республики, прося прислать в Россию «на пользу общей христианской войны» (имея в виду борьбу с турками, с которыми венецианцы воевали много лет) «добрых судовых мастеров». К услугам же венецианцев царь прибег потому, что главным типом кораблей, которые предполагалось строить, были галеры — гребные суда с небольшой осадкой и мощной артиллерией, пригодные для действия в прибрежных водах и при осадах приморских крепостей. Между тем к концу XVII столетия как раз венецианцы, основу морских сил которых как раз составляли гребные суда, считались признанными авторитетами в строительстве галер и галеасов. Венецианские галеры сооружались длиной до 50 и шириной до 6 метров, с осадкой не более метра. Корпуса были достаточно узкими, с соотношением длины к ширине 8 к 1, благодаря чему венецианские галеры считались наиболее быстроходными. Их вооружение состояло из 5 пушек, а экипаж достигал до 500 человек. Такие галеры имели по 25 весел по каждому борту, причем одним веслом длиной до 15 метров гребли сразу пятеро. Особенностью конструкции таких галер являлся изогнутый киль, позволявший экипажу легко вытаскивать галеру на берег, спускать на воду и снимать ее с мели.
В июле 1697 года 12 венецианских мастеров прибыли в Россию — сначала в Москву, а потом в Воронеж. Участок под строительство галер отвели на правом берегу реки Воронеж у городского посада ниже Богословской пристани.
Примечательно, что разработкой российского проекта галеры для Азовской флотилии, положив в основу предложенный венецианцами образец, занялся Владимирский приказ — административно-финансовое учреждение, представлявшее собой областную администрацию центральной России, под управлением которого находилась обширный Ярополчский стан, включавший большую часть территории нынешнего Вязниковского района. Ответственным за сбор средств на строительство галер, заготовку леса и железа, а также «мобилизацию» рабочей силы в нашем крае Петр I утвердил митрополита Иллариона, в ведение которого временно передавался и Владимирский уезд (во Владимире тогда своего архиерея не имелось), вместе с Ярополчем и Ярополчским станом. Владыка и его помощники лично отбирали «добрый» лес и умельцев-плотников среди жителей Суздаля, Ярополча, Мстеры и Вязниковской слободы.
Подьячие Владимирского приказа утвердили узкий корпус, ранее в России не применявшийся, но убрали каштель — полубак, надстройку на носу, благодаря которой галеры лучше всходили на волну и становились более мореходными. Владимирские приказнослужители решили, что на мелководье близ берега мореходностью можно пожертвовать для установки на баке мортиры крупного калибра. В итоге спор между венецианцами и владимирскими чиновниками рассудил сам царь, приказав снять мортиры с части галер, заменив их на медные пушки, стреляющие чугунными ядрами весом по 20 фунтов (более 9 кг).
Известно, что галеру митрополита Иллариона на воронежской верфи строили суздальцы и вязниковцы под началом венецианского мастера капитана Джакомо ди Пиетро Моро — одного из самых заслуженных и именитых корабелов, присланных городом дожей, гондол и каналов в Россию. Новинкой стало использование пильного леса вместо тесаного, что прежде у наших предков не практиковалось.
Любопытно, что среди шестерых дворян и стольников, отвечавших на верфи за прием леса и изготовление деталей набора корпусов строящихся галер, в том числе и для Илларионовой, был стольник Григорий Федорович Грибоедов — родственник нашего великого земляка Александра Сергеевича Грибоедова, автора «Горе от ума». Активно помогал строительству флота уроженец села Антилохово Суздальского уезда епископ Воронежский Митрофан, пожертвовавший на корабельное дело 6 тысяч рублей из личных сбережений — огромную по тем временем сумму.
Галера владыки Иллариона (по сути корабль Владимирского и Суздальского уездов) строилась с большими трудностями. Из-за нехватки материалов строительство поначалу шло медленно. 20 октября 1697 года приказчикам владыки Иллариона пришлось оправдываться и заверять, что «к указанному сроку тот их галер всем построен будет». И, действительно, отставание в темпах строительства удалось ликвидировать.
Галера Иллариона Суздальского была длиной в 53,1 метра, шириной — в 6,4, высотой — в 2,1. Ее вооружение состояло из трех больших пушек для нападения и примерно двух десятков фальконетов — орудий небольшого калибра — для самообороны и ближнего боя. Моряки оценили этот и ряд других кораблей венецианского типа, отметив их «изрядность и красоту».
В 1699 году, 325 лет назад, галера, сооруженная мастером Моро при участии наших земляков, вошла в состав Азовского флота под названием «Серебряный Сокол». Кстати, имена «поповских» галер, как их окрестили моряки, были более чем оригинальны. Так, галера митрополита Рязанского прозывалась «Заячий бег», патриарха — «Периная тягота», зато корабль митрополита Ростовского гордо именовался «Золотой Орел»!
Боевая галера митрополита Иллариона служила российскому флоту почти 10 лет до начала 1710-х гг., пережив владыку, который скончался в 1708-м и был погребен в суздальском Богородице-Рождественском соборе. Наверное, нам, потомкам современников Петра Великого, было бы неплохо восстановить облик и изготовить модель этого корабля.
Комментарии