Например, в Павловском это будет солдат-ветеран в потрепанном мундире, денщик владельца участника героя Отечественной войны 1812 года и наполеоновских войн, героя Бородинского сражения генерал-майора Василия Семеновича Юкичева. В Маринино туристов встретит камердинер помещика Танеева в поношенном барском кафтане. А в Клязьминском городке в роли и гида и вовсе выступит герой Куликовской битвы сам князь Андрей Стародубский — в кольчуге, плаще и при мече.
Только это будут не настоящие люди, а их голограммы! Человек будет стоять перед посетителями как живой, в полный рост. Он станет двигаться и говорить. И все-таки это будет лишь трехмерная запись отраженного от объекта света, которую и называют голограммой. Голограмма — это нечто среднее между тем, что происходит, когда фотографируешь объект и когда на него смотришь.
Для демонстрации соответствующих голограмм задействованы специальные промоутеры, изготовленные фирмой из Ростовской области. Это оборудование музей приобрел по нацпроекту, благодаря федеральному и областному финансированию. Для каждого промоутера использованы специальные материалы. Текст, который произносит виртуальный персонаж, создали сотрудники музея. Особенность каждого монолога в том, что он максимально приближен к своему образу. Оно и понятно: князь, солдат-ветеран и старый слуга изъясняются по-разному и у каждого свой словарный запас.
В качестве героев для голографических образов использовались профессиональные театральные актеры и реквизит. Они подбирали соответствующее облачение и играли свои роли. Эти монологи фиксировались специальным оборудованием, и на основе полученных материалов изготавливались пресловутые голограммы.
Эффект неожиданности и ощущение реальности от встречи воочию с историческим персонажем, поистине велики. Герои голограмм кратко рассказывают о каждом музее, об усадьбах и средневековом городе Стародубе. Подобный прием позволяет привлечь внимание гостей и сделать для них музейный объект более привлекательным.
Вот, к примеру, как говорит денщик-ветеран генерала Юкичева в Павловском:
«Желаю здравствовать, господа хорошие! Так что вы приехали в Павловское село — вотчину барина нашего генерала Василия Семеныча Юкичева. Я — старый солдат-инвалид Корней, у Его Превосходительства в денщиках уже сорок лет служу. Повоевали мы с ним знатно — с французами, с самим Наполеоном, а потом еще и с польскими мятежниками. А теперь мой командир и благодетель на покое, в отставке, значит, пребывает и по наследству от сродственников Павловское-село и получил.
Мой барин Василий Семеныч служил в Литовском гвардейском полку, в первой государевой роте, а я, значит, при нем в денщиках состоял. Было это еще при царе Александре Павловиче Благословенном. Шел тогда на нас войной предводитель французов Наполеон Бонапарт, множество держав покоривший. Сколько бились мы с французами — и не сосчитать. Сначала на неметчине — под городом Фридландом. Там барин, тогда еще юнкер-юнец, получил за храбрость солдатского Егория. И в других местах супротив француза стояли — всех их ненашенских названий и не упомню. А потом грянул двенадцатый год и нашествие на Россию-матушку двунадесяти языков. Поначалу мы тогда пятились, хотя и огрызались. А потом встали против самого Наполеона и его несметного воинства на поле Бородина и сражались весь день не на живот, а на смерть. Наш Литовский полк, составив каре, ощетинился штыками на все четыре стороны, словно огромный еж. И вся неприятельская кавалерия, как ни наскакивала, как ни ярилась, как ни махала своими палашами, а не могла нашего брата одолеть. Побили мы их там — приходи кума любоваться! Но и своих тоже немало полегло. Поручика Василь Семеныча в том Бородинском бою контузило, а меня в ногу ранило. Вот с тех пор и прихрамываю маленько!».
А вот как принимает в Маринино, в старинном усадебном доме Танеевых, построенном в 1758 году, барский камердинер старик Евпл (слуга с таким греческим именем, которое переводится как «добрый плаватель», в позапрошлом веке действительно проживал в танеевской усадьбе):
«Усадьбой нашей интересуетесь? Оно, конечно, сейчас таких дворянских гнезд почти не осталось. Поразоряли их. Да и у нас в Маринино усадьба уцелела почти что чудом. Меня Евплом зовут. Я здесь уже почти полвека дворецким служу. Ежели угодно, послушайте старика. Все обскажу, что знаю.
С незапамятных времен селом этим владели господа Танеевы — знатный и древний род. Здесь в барском дому их несколько поколений жили и помирали.
Танеевский дом с виду неказистый. В один этаж, без колонн, бельведера, шпиля и прочей красивости. Зато построен в такие незапамятные времена, когда мой прапрадед еще ребенком был. Еще в царствование незабвенной дщери Петра Великого государыни Елизаветы Петровны. Строили тогда незатейливо, но крепко, на совесть. Более полутора столетий этому дому, а он все стоит!
Дом этот устроил пращур нашего барина Михайла Тимофеев сын Танеев. Его батюшка воевал за Отечество еще в армии царя Петра и погиб армейским капитаном в Малороссии накануне Полтавской баталии. Сын его Михайла служил в столичном граде Санкт-Петербурге в Преображенском полку — первом в гвардии. Караулами в царских чертогах командовал. А когда отставили его вчистую майором, вернулся в родное Маринино и занялся обустройством усадьбы. Вот и дом этот поставил вместе с флигелем. И парк тоже при нем затеяли: аллеи из липок насадили, пруды выкопали, беседки поставили. Теперь эти деревья уже давно большими стали, тень и прохлада под ними в летний зной — просто мое почтение!».
Это только фрагменты рассказов голографических персонажей, которые целиком гораздо полнее и обширнее. Новые «экскурсоводы» заработают в указанных музеях уже в октябре.
Они будут обязательно задействованы в совместных проектах с музеями соседних районов. Например, один из музейных маршрутов пройдет по берегу Клязьмы через Мстеру в средневековый Стародуб — Клязьминский городок, где два года назад был открыт новый музей, оказавшийся очень востребованным. Вскоре там появятся новые экспозиции, будут освоены новые площади и задействованы новые объекты. В числе новаций и князь-экскурсовод. Совсем, как настоящий. Но все-таки лишь красочная голограмма! Образ, с которого создавался
экскурсовод-денщик для «Усадьбы двух генералов» Князь-экскурсовод в бывшем Стародубе.
На фото выглядит далеко не так эффектно, как
в реальности
Комментарии