Алексей Лебедев, открывший своим выступлением встречу, рассказал о трудовой эмансипации женщин в Вязниковском уезде в начале XX века. В докладе речь шла о занятости женщин на должностях служащих. Изменения в социальном поведении женщин России начались ещё в 50-60-е годы XIX века и были связаны с проведением буржуазно-либеральных реформ. В это время в обществе появляются женщины, демонстрирующие новый тип поведения, – они стремятся к образованию, посещают открытые лекции, уезжают учиться за границу. Образованные женщины осваивают специальности, считавшиеся раньше сугубо мужскими. Не обошли изменения и Вязниковский край.
— Активная трудовая эмансипация женщин здесь началась после отмены крепостного права, когда стал формироваться рынок рабочей силы уезда, — рассказал Алексей Викторович. — Это совпало с бурным развитием льняной промышленности в уезде и потребностью в работниках. Именно в этот период начался приток женщин из крестьянской среды на промышленные предприятия. Первый значимый прорыв случился в 1863 году, когда на должность кассира железнодорожной станции Вязники была назначена Ольга Кнушевицкая.
В начале XX века по количеству женщин-служащих первое место занимало народное образование. В 1902-1916 годах в образовательной системе Вязниковского уезда были заняты более ста женщин, что составляло около 54% от общего количества педагогов. Несколько человек даже руководили учебными заведениями. С развитием образования было связано и библиотечное дело. Этой профессией также начинали овладевать женщины.
Второй областью по количеству занятых женщин стало здравоохранение. Если в 80-е годы XIX века в уезде работали три акушерки (на остальных должностях были мужчины), то, по данным 1902-1916 годов, в вязниковском здравоохранении были заняты уже более тридцати женщин (27%). При этом несколько из них занимало должности врачей. Ещё одна «женская» сфера того периода – страхование. Активно начали включаться представительницы слабого пола и в общественную деятельность.
Владимир Цыплёв в своём докладе рассказал о работе над третьим томом энциклопедии «На семи венцах Клязьмы». Краевед выразил благодарность всем, кто принимает участие в составлении книги и помогает собирать информацию.
— Очень не хватает фотографий бассейна, кинотеатров, парков, — продолжила тему сбора исторической информации директор музея Лилия Ковалёва. — Не можем найти фотографии вязов, которые высаживали на центральной площади, когда планировали делать там аллею. В нашей памяти многое из этого сохранилось, а вот фотографий найти пока не удаётся.
В ходе дискуссии краеведы отметили сомнительное содержание контента на некоторых интернет-ресурсах, а также неправомерное использование фотографий в Сети, в том числе из музейных фондов.
Юрий Васищев в тандеме с Еленой Дмитриевой рассказали о борьбе государства с русской православной церковью в 1918-1929 годах. Знаковыми событиями того периода стали запреты созыва населения набатным звоном, проведения крестных ходов и обходов священниками домов верующих, а пиком гонений явились вскрытие святых мощей, разграбление церквей и репрессии против церковнослужителей.
— Многим вязниковским храмам в начале века был нанесён значительный материальный ущерб, — отметил Юрий Александрович. — Но не обошлось и без сопротивления. Газета «Владимирская губерния» сообщала: «В Вязниковском уезде во время снятия ценностей толпа пыталась напасть на членов комиссии».
Юрий Васищев подробно остановился на структуре религиозных общин в Вязниках, а в завершение выступления посетовал, что собрания краеведов проходят лишь раз в год:
— Раньше у нас в городе было краеведческое общество, которым руководил Донат Андреевич Обидин, и собирались мы тогда довольно часто. Может быть, нам возродить это общество? У нас есть и кандидат в его председатели – Алексей Викторович Лебедев.
Тему гонений на русскую православную церковь продолжила владимирский историк с вязниковскими корнями Елена Дмитриева. Елена проследила, как менялся состав вязниковских религиозных общин в течение пяти лет. Если в 1923 году в них записывались целыми семьями, невзирая на социальное положение и занятость, то уже к 1928 году многие рабочие остерегались это делать и выходили из общин, особенно если это касалось молодёжи.
Научный сотрудник Мстёрского художественного музея Татьяна Коткова познакомила слушателей с биографией долгожителей посёлка: Тамары Ивановны Добротворской (1913-2014), Валентины Мефодиевны Кочетовой (1923-2014), Антонины Ивановны Афанасенко (1920), Лидии Александровны Демидовой (1927). Татьяна Евгеньевна обнаружила в женщинах интересное сходство.
— Они всегда были уважаемы жителями посёлка. За каждой женщиной — семья: дети, внуки, правнуки. Все вовремя ушли на пенсию. У каждой было простое питание – скромная деревенская еда. Они занимались огородами, много читали (и читают), отличались добропорядочностью и позитивным отношением к жизни.
Заинтересовала слушателей тема реставрационных работ дома Сенькова. Её представил Анатолий Баёв. Пока идёт реставрация здания, усилия направлены на поиск снимков внутреннего убранства, так как интерьер также планируется восстановить с максимальной точностью. Не менее интересными стали другие проекты, озвученные докладчиком. В частности, инвестор, на чьи средства ведётся реконструкция усадьбы, готов финансировать восстановление Колодца любви, который в советские годы был занесён в реестр памятников и даже появился на значке из серии «Малое золотое кольцо России» (подробнее об этом «Маяк» писал в №5 от 26.01.16, статья «Из Вязников с любовью»). Возможна и реализация ещё более фантастического проекта – восстановление деревянного водопровода («Маяк», №11 от 12.02.15, статья «А у нас водопровод, вот!»). Завершил выступление Анатолий ещё одним предложением:
— По территории города у нас протекают три речки: Петрянка, Волшник и Выдерка. Я думаю, что они имеют право на названия и их надо как-то указать, — знаками или чем-то ещё. Именно с интереса к таким названиям у многих и начинается увлечение краеведением.
Впервые присутствовавший на краеведческих чтениях Андрей Баукин поделился идеей создания в Вязниках клуба исторической реконструкции («Маяк», №61 от 25.08.16, статья «Снайпер, медсестра, сын полка и два врага-солдата»). Семья Баукиных активно занимается этим направлением, но так как на территории области нет единомышленников, вынуждена ездить в Нижний Новгород.
— Мы показываем людям, как происходили те или иные события. 316-я стрелковая дивизия формировалась в нашем городе. В её составе погибло почти 20 тысяч человек, большая часть из которых – вязниковцы. Мы хотим восстановить память об этих событиях и этих людях. Например, мы планировали на Фатьяновском празднике показать работу эвакогоспиталей. Хотели пригласить гостей из Нижнего Новгорода, установить палатку, посадить «раненых», но нам ответили, что нас на этом празднике не запланировано. Я ходил к директорам школ, руководителям патриотических клубов, но согласилась нас принять только православная гимназия. Мы показали детям, какие в войну были одежда, амуниция, оружие… Это интересно, но, получается, никому не нужно. Но если мы всё-таки соберёмся, то клуб будет организован в память о 316-й стрелковой дивизии.
Краеведческие чтения продолжились докладами по истории развития Первой городской больницы, Центра дополнительного образования детей, гражданского и жилищного строительства в 1920-1950 годах, синематографа. Затрагивались и другие темы. Все доклады хранятся в музее. С ними может ознакомиться любой желающий.
Комментарии