16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:30, 27.03.2018

Праздник, который рядом

/ Культура

Из записок театрала
Любовь к театру у меня началась еще в детские годы с радиопередачи «Театр у микрофона». В зрелые годы любовь эта после долгого перерыва буквально пережила второе рождение. Произошло это после коллективной поездки в Областной драмтеатр им. А.В. Луначарского на спектакль «Баллада о солдате», где одну из главных ролей, роль Шуры, исполняла выпускница нашей школы №2 Анна Лузгина. Большой автобус с учащимися и преподавателями школы отправился посмотреть эту постановку.
Трудно передать ощущение от одного только появления героини Анны в глубине сцены. Она даже слова ещё не произнесла, а от неё уже пошла волна какого-то магнетизма… И так было на протяжении всего спектакля, который звучал словно струна. Вспоминается строчка поэта-фронтовика Александра Межирова: «И через всю страну струна натянутая трепетала, когда и души, и тела война проклятая топтала». Войне противостояло светлое чувство любви, которое зарождалось на глазах зрителей. Высокая патетика спектакля смешивалась с юмором, и тут надо отдать должное ещё одному нашему земляку, Анатолию Шалухину, который превосходно сыграл роль часового, готового за банку тушёнки нарушить воинский устав.
После спектакля состоялась встреча с молодыми актерами, они вышли к нам прямо в шинелях, только Анатолий успел переодеться в брюки и свитер. Мы, побеседовав, сфотографировались на память, и у меня осталось несколько снимков от той встречи. С тех пор я полюбил Владимирский театр и при первой возможности ездил на его спектакли, премьеры. С удовольствием наблюдал за игрой корифеев областной сцены и молодого поколения актёров, среди которых достойное место заняли и наши земляки. Кроме уже названных, это вязниковцы Роман Романов, Ирина Свирина, никологорцы Олег Костерин и Григорий Шуенков.
Перед тем, как ехать в театр, я по возможности, перечитываю произведение, по которому поставлен спектакль. Так было и с «Лисистратой» древнегреческого комедиографа Аристофана, одного из моих любимейших авторов. В одноимённой пьесе Анатолий Шалухин исполнял роль Громовержца. Он был на высоте и в прямом, и в переносном смысле слова – и сыграл хорошо, и был поднят под самые колосники со своей ударной установкой, с помощью которой извергал громы. Анна Лузгина с безупречной пластикой, которая здесь была основным элементом игры, превосходно исполнила небольшую роль Спартанки. Зато в следующем спектакле ей предстояло сыграть одну из основных ролей, Сюзанну в комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». Собираясь на премьеру, я купил для неё в Вязниках белые лилии. Пока ехал, они благоухали на весь автобус. Анна сыграла блестяще!
Со времён греческой трагедии до нас дошло такое понятие, как катарсис — очищение через потрясение. О нём я вспомнил в связи со спектаклем «Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого. В областной прессе было сообщение, что молодежная труппа будет представлять его в Москве, на Международном театральном конкурсе «Золотой витязь». Зная уровень игры ребят, я сказал тогда двум близким людям с полной уверенностью, что они возьмут главный приз, и не ошибся. Рассказывали, что даже жюри во главе с Зинаидой Кириенко, обычно приглашавшее конкурсантов на разборы полётов после каждого спектакля, тут само, потрясённое увиденным, вышло к владимирским артистам. У многих на глазах были слёзы. Уже одно это дорогого стоит, а кроме того, спектакль был удостоен главного диплома конкурса.
Не без помощи владимирских друзей мне удалось попасть на первое после конкурса представление. По дороге пытался угадать, кто какие роли играет. Сошлось только с Анной Лузгиной, сыгравшей роль хозяйской дочки Анюты. Гениально играли все до единого. Но всё-таки отдельно хочется сказать об Анатолии Шалухине в роли Акима, который с его вечным «тае» был для Толстого истинным носителем народной, от Бога идущей нравственности.
Запомнилась еще одна коллективная театральная поездка с преподавателями школы №2 — на «Короля Лира», где Анна Лузгина должна была играть роль Реганы. Спектакль продолжительный, в трех действиях, конечно, модернизированный, как сейчас принято, но сам Шекспир был бы не против такой постановки. Суть осталась. Анна продемонстрировала умение держать паузу, от молчания её окутанной тьмой Реганы становилось жутко. Казалось, мы слышим страшные мысли, зреющие в её голове. Это уже что-то запредельное. Когда артисты выходили на поклон, бывшая классная руководительница Анны Татьяна Николаевна Иванова вышла на сцену и вручила ей от нас большой букет роз.
И где бы ни играли наши земляки — на большой или малой сцене, а особенно на сцене своего ВОККИ, где ставились учебные спектакли, с перспективой войти в репертуар театра — везде они работали превосходно. В исполнении Анны Лузгиной запомнилась Татьяна в «Мещанах» по пьесе М. Горького. Актриса показала внутреннюю надломленность своей героини, этого белого цветка, гибнущего в мещанской атмосфере семьи Бессеменовых. И тут же Миссис Куикли в комедии Шекспира «Виндзорские насмешницы», неподражаемая Красотка в пьесе Э-Э Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений». Памятна её Смерть, обволакивающая, убаюкивающая, отбирающая у бойца волю к жизни в спектакле по «Василию Тёркину» А. Твардовского, и наконец, способная на большое, глубокое чувство Маша в «Трёх сёстрах» А. Чехова.
В этой же постановке, удостоенной главного приза театрального фестиваля «У золотых ворот», Анатолий Шалухин сыграл Андрея Прозорова, когда-то мечтавшего о служении науке, но омещанившегося, потерявшего стержень в жизни и всякое уважение к себе. В спектакле по поэме Твардовского было несколько Тёркиных, и Анатолий, по моему мнению, стал одним из лучших. В театре важен жест, через него передается эмоция. Можно сказать словами, что кровавое дело войны чуждо природе человека, а можно показать то же самое одним жестом, как в финале пьесы сделал по замыслу режиссёра-пацифиста герой Анатолия Шалухина, снявший и отбросивший в сторону военную гимнастёрку, озарив при этом зал мягкой шалухинской улыбкой.
…Поездка до областного центра на автобусе составляет теперь около полутора часов, можно сказать – рукой подать. Поэтому я и называю спектакли Владимирского драмтеатра праздником, который рядом. А в последние несколько лет он стал еще ближе, поскольку владимирские артисты привозили свои спектакли к нам. На сцене ГЦКиО «Спутник» вязниковские зрители увидели спектакли «Андрей Боголюбский» и «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева. Этот спектакль потряс вязниковского зрителя, с ним артисты объехали полстраны, побывали в Донбассе. Роль Сергея Левашова мощно исполнил Анатолий Шалухин, выросший за 14 лет пребывания на сцене Владимирской драмы в большого артиста.
А начиналось-то всё здесь, в образцовом детском театре «Островок» ЦВР под руководством Е. В. Толстиковой, с роли Доброго Волка в одной из сказочных постановок Елены Вячеславовны, талантливого детского режиссёра. Также и Анна Лузгина, звезда которой освещает теперь владимирские подмостки, начинала со школьного театра, где с ней работали Татьяна Николаевна Иванова, Ирина Анатольевна Кузьминова и сам Юрий Павлович Терский, профессиональный театральный режиссёр, сумевший разглядеть в ней будущую большую актрису.
Театр невозможен без зрителя. Отрадно, что в их числе немало и наших земляков, которые знают, что ни кино, ни телевидение, ни интернет не заменят магической атмосферы театра, живой игры актёров, той энергетики, которая идет незримыми волнами со сцены в зал и обратно. В этом вся сила и прелесть театра.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 3 =

Новости по теме

Архив новостей
08:35, 26.04.2018 0 комментариев
Выбрали добро / Культура

Подведены итоги районного конкурса рисунков «Мы выбираем добро», посвящённого Году волонтёра.


08:20, 26.04.2018 0 комментариев
Хорошее было время! / Культура

ГЦКиО «Спутник»  отметил 50-летие  масштабным концертом.


09:22, 24.04.2018 0 комментариев
Танцевальный образец / Культура

Образцовый коллектив театра танца «Империя» получил II премию на Международном фестивале-конкурсе «Танцуй и пой, Россия молодая!».


Архив блога