Документы и фотографии, личные вещи прославленных летчиков–инструкторов и выпускников вязниковского учебного авиационного центра, модели планера, самолетов и вертолетов в 1/25 натуральной величины, манекен парашютиста, двигатель ГТД-350 вертолета Ми-2… – от разнообразия экспонатов начинает кружиться голова. Кажется, что невозможно в один заход усвоить весь объем поступающей информации. Впрочем, в музее авиации все систематизировано, экспозиции размещены по разделам, в строгом хронологическом порядке. И военный пилот в отставке, экскурсовод Андрей Жезлов уверенно продвигается от стенда к стенду.
— Развитие авиации в Вязниках проходило в три этапа, — рассказывает Андрей Александрович. — 29 октября 1933 года в честь 15-летнего юбилея комсомола в Вязниках открылась летно-планерная школа, которая в 1935 году была преобразована в аэроклуб. Появились самолеты, закупленные на средства жителей города и района. Первыми планеристами были студенты льнотехникума, и среди них А.Ф. Мошин – первый вязниковский Герой Советского Союза.
Аэроклуб просуществовал до 1942 года. Во время войны на его территорию прислали Остафьевскую школу истребителей. За время своей работы аэроклуб подготовил 377 планеристов, более 450 летчиков первого года обучения на самолетах У-2, из которых 215 человек продолжили обучение в военных училищах, стали летчиками истребительной, штурмовой, бомбардировочной авиации. Двенадцать выпускников аэроклуба удостоены звания Героя Советского Союза, а вязниковец Г.В. Репкин стал полным кавалером ордена Славы.
— Эта фотография уникальна, — комментирует Вячеслав Викторович Кокорин, показывая на картину воздушного боя. – В самолете Пе-2 («пешке») вместо стрелка-радиста сидел фотограф и во время сражения сделал снимок. Мы видим эскадрилью самолетов, сопровождающих «пешку» на боевое задание и момент, мгновение, итог воздушного боя. «Мессер» решил сбить наш самолет, но его перехватил охранный Як-3. Эту фотографию я увидел в центральном музее ВВС Советской Армии и пошел к начальнику – генералу Федорову. Объяснил ситуацию. Тот вызвал фотографа и спросил: «Сколько нужно времени, чтобы сделать такой же снимок?» — «Минут сорок». Фотографу было приказано работать, а мне – в буфет! Я понял, купил две бутылки коньяка. Одну поставил фотографу, другую – на стол начальству. Зато теперь этот уникальный снимок есть и у нас.
В годы Великой Отечественной Остафьевская-Вязниковская военная авиационная школа пилотов подготовила 1081 летчика, 26 из которых стали Героями Советского Союза.
В 1945 году школу расформировали, но Вязники продолжили обучать пилотов. С 1948 года началась работа Вязниковского авиационного учебного центра, четыре выпускника которого уже в послевоенные годы заслужили высшую государственную награду – звание Героя. Кстати, Почетный гражданин города Вязники, многократный чемпион мира и главный тренер сборной России по вертолетному спорту Н.С. Родионов также обучался в Вязниковском авиационном учебном центре, и одна из экспозиций музея рассказывает о его достижениях.
— Вязниковские учебные авиационные организации – и аэроклуб, и военная школа, — говорит Андрей Жезлов, — в общей сложности подготовили более 17000 летчиков. Как говорит Вячеслав Викторович, Вязники можно смело называть «кузницей авиационных кадров».
Помнят в музее авиации и о пилотах, не вернувшихся с заданий. 13 вязниковских авиаторов участвовали в афганской войне. Двое погибли. Е.В. Игошин, житель п. Никологоры, бортовой техник вертолета Ми-8, погиб под Кандагаром 10 января 1982 года. А.А. Мошков, штурман звена Ми-24, сбит ПЗРК 27 августа 1988 года, тоже не вернулся домой. А совсем недавно в Вязниковском музее авиации появился еще один экспонат – обломки самолета Ла-5, найденного под Муромом. Пилотом машины был вязниковский курсант, младший сержант М.Г. Линьков. 22 января 1945 года он, выполняя учебный полет на высоте 3500 метров, попал в сложные метеоусловия, потерял пространственное положение, перешел в пикирование и врезался в землю.
Комментарии