Вся история семьи Анатолия Баёва была связана с медициной и Вязниковским льнокомбинатом. Мама работала зубным врачом, папа – инженером, начальником крутильного цеха. Дед по материнской линии состоял в облохотсоюзе, занимался природой, написал пару книг о птицах. По отцовской линии – заведовал ткацким цехом. Говорят, что всё закладывается в детстве, здесь же ничто не предвещало появления в семье краеведа. На первый взгляд.
Вырос Анатолий в микрорайоне ФУБРы города Вязники и никогда не менял места жительства. После школы поступил учиться на электрика в ГПТУ №20, затем устроился на работу полировщиком в зубопротезное отделение поликлиники. Через год стал учиться на зубного техника во Владимирском медицинском училище, окончил его в 2001 году, пришёл работать в поликлинику и понял, что это «не его». Но чем тогда заниматься?
— Пытался устроиться экспедитором, — вспоминает Анатолий Баёв, — когда мне предложили заготавливать кое-какие запчасти для грузовой техники. Начал ездить по разным городам, объездил всю Нижегородскую и Рязанскую области, побывал в Костромской, Ярославской, Ивановской… А потом опять сменил род деятельности – занялся деревом, наладил утилизацию хвойных обрезков. Возил их на Нижегородский бумажный комбинат, но со временем и это стало невыгодно.
Помогли связи в медучилище. Одногруппник Анатолия работал на фармацевтическом заводе, где требовалось сырьё лекарственного происхождения, и предложил заготавливать его в Вязниковском районе. Чага, подорожник, корень калгана, цветы пижмы… — в поисках лекарственных растений пришлось облазить все леса и урочища Вязниковского района.
— Когда возил в Москву сырьё растительного происхождения, — рассказывает Анатолий Баёв, — удалось познакомиться с одним замечательным человеком, который приехал ко мне в гости, увидел заброшенную усадьбу Сенькова, решил её выкупить и восстановить.
Как становятся краеведами
Наверное, именно работа над реставрацией усадьбы фабриканта и заставила всерьёз заняться краеведением. По словам Анатолия, здесь каждый день от —
крывается что-то новое. Хотя начиналось всё, конечно же, с коллекционирования и металлоискателя.
— Всю жизнь я собирал значки, — говорит Анатолий Баёв. – Ходил в клуб коллекционеров, которым руководит Алексей Викторович Лебедев, а раньше его вёл Донат Андреевич Обидин. Члены клуба и сегодня собираются по воскресеньям в 10 часов около «Спутника». Прийти может любой желающий.
Во время общения с коллекционерами поднимались не только темы, касающиеся собирательства, но и краеведческие. Постепенно Анатолий Баёв начал принимать участие в диспутах, набираться опыта, рассказывать о том, что видел в вязниковских лесах. Начинающего краеведа заметили и в прошлом году даже пригласили на научные чтения в Вязниковский историко-художественный музей («Маяк», №89 от 1 декабря 2016 года).
— Ну, а когда начинал заниматься раскопками, в городе было всего три человека с металлоискателями, — вспоминает Анатолий. – Сейчас их, конечно, больше. Но теперь закон запрещает такую деятельность, так что это в прошлом. Да и времени нет – у меня жена и две дочери, стройка. Хотя наша земля очень богата для археологических изысканий – есть ещё места, где не стучала лопата человека. Здесь стояли угро-финские племена, располагались несколько городищ, а не только Ярополч – в районе Шатнево, под Мстёрой, в заречье около Ново, под Гороховцом… Работы не на одно поколение, всё не перекопать. Хотя молодёжи это не больно-то интересно…
Однако можно постараться приобщить молодёжь, привить им любовь к родному краю. Сегодня Анатолий Баёв собрал группу из нескольких подростков лет 15-16. Все вместе они изучают природу, бродят по оврагам и лесам, фотографируют окрестности.
— Когда мы росли, у нас были селитра и рогатка, — говорит Анатолий. – У современной молодёжи этого нет, пытаешься их как-то оторвать от компьютерной жизни и показать реальность. Это у меня новые ребята, до этого были другие пацаны, которые уже ушли в армию. Алексей Староверов помог им определиться, мальчишки остались служить по контракту. У новой группы есть интерес, есть стремление — сегодня мы с ними проводим разведку деревянного водопровода.
Грандиозное сооружение
В №11 от 12 февраля 2015 года в материале «А у нас водопровод, вот!» «Маяк» писал о старинном деревянном водопроводе, некогда снабжавшем Вязники питьевой водой, и планах по его восстановлению. Тогда возникло много споров, многие и сегодня скептически настроены и не верят в возможность его восстановления. Анатолий Баёв утверждает, что вернуть городу деревянный водопровод – не только реально, но и необходимо.
— Проблема с пресной питьевой водой сегодня стоит во всем мире, — говорит краевед, — в том числе и в нашей стране. Население не выросло — как пили, так и пьют. Но вот реки стали всё больше загрязняться и заиливаться. Президент сказал, что будем развивать пароходство, нужно чистить реки. Но когда ещё до этого дойдёт дело? Даже на Клязьме ила стало так много, что в порт, может быть, корабли уже и не зайдут – всё травой заросло. Именно старинный водопровод способен решить проблему дефицита чистой воды и, кроме того, привлечь в наш город туристов. Наш деревянный водопровод – самый большой в стране, а, может быть, и в мире. Нигде нет ничего подобного. В Муроме есть похожее сооружение, но оно значительно короче.
Само географическое расположение Вязников – многочисленные подъёмы и спуски – поспособствовало некогда строительству деревянного водопровода. Внизу система питалась родниками из оврагов, а на буграх стояли колодцы.
— По всему центру города стояли деревянные фонталы – бочки с водой, — рассказывает Анатолий Баёв, – которые постоянно наполнялись. Шли они до речного порта, где корабли запасались водой. Фонталы служили и своего рода «заправочными станциями». Я нашёл фотографии, где около бочек стояли деревянные корыта, из которых поили лошадей. Такие сооружения, безусловно, привлекут внимание туристов. В земле ведь можно и пластиковые трубы положить, лишь бы снаружи было исторически достоверно. Я уже нашёл порядка 75 километров сетей, общая же их протяжённость составляет около ста километров.
По данным разведки, одна ветка деревянного водопровода тянется с Липок; вторая проходит в районе Петрино (из-под венца с Фатьяновской площадки); третья идёт по фубровскому оврагу (от бывшей химчистки до музея), когда-то ей напитывались крутильная фабрика и оранжерея Сенькова; четвёртая – в районе второй школы… Самая же мощная ветка тянется с Ефимьево, и раньше она снабжала весь центр питьевой водой.
— Представьте, какое грандиозное было сооружение, — говорит Анатолий Баёв. – К тому же родниковая вода подавалась к каждому богатому дому: когда вели строительные работы возле военкомата, в земле нашли остатки деревянных труб.
В планах у краеведа — принять участие в государственной программе, продвигать идею восстановления деревянного водопровода на федеральном уровне. Есть задумки и по возрождению «Колодца любви» в микрорайоне Толмачёво («Маяк», №5 от 26 января 2016 года, «Из Вязников с любовью»). Но всё это – после завершения реконструкции усадьбы Сенькова.
Ещё одна версия
Ну а теперь о краеведческих находках и гипотезах. «Маяк» публиковал несколько статей Юрия Александровича Васищева, в которых тот выдвигал версию о гибели Ярополча. У Анатолия Баёва на этот счёт имеется своё мнение. Он считает, что жителей Ярополча Залесского… съели. Причём в прямом смысле.
— Давайте рассуждать логически, — приводит доказательства своей теории Анатолий Баёв. – Войско Батыя насчитывало порядка 80 тысяч человек. (Для сравнения: в Вязниках сегодня живёт около 40 тысяч человек, которые потребляют в день 17-18 тонн хлеба, не считая прочих продуктов питания). Воинам Батыя необходимо было полноценно питаться, не как сейчас: один йогурт съели — и всё. По полведра за раз уминали. Армия шла вдоль Клязьмы зимой, кругом стояли дремучие леса, дорог не было. Провиант за несколько тысяч километров не привезёшь, приходилось всё добывать на месте. Ещё в журнале «Вокруг света» писали, что у татаро-монголов присутствовал каннибализм. Вот воины Батыя и съедали целые города, в том числе и Ярополч. На их развалинах устраивали пир. Вероятно, отсюда и пошло название Пировы-Городищи. Поэтому археологи и нашли там так мало захоронений – всего около сорока, тогда как в городе проживали почти 3 тысячи человек. А некого было хоронить! На то, что такие вещи в истории присутствовали, указывает и русский фольклор. Баба Яга всегда старалась съесть доброго молодца, усадить на лопату и засунуть в печку.
Остаётся оговориться, что это всего лишь версия. Одна из многих.
Дорогой слёз и печали
Во время своих изысканий Анатолий Баёв обошёл весь район и разговаривал со многими людьми. К слову сказать, непознанного и непонятного у нас предостаточно. Кто-то рассказывает об огненном змее, которого неоднократно замечали в районе Осёлков. Постоянно встречаются упоминания о снежных людях. Говорят, что в заречные деревни, например, Якушиху, когда там жили люди, повадился ходить «какой-то мохнатый». Другие ищут подземный ход, который ведёт от церквей и за Клязьму. Впрочем, по мнению краеведа, такой ход соорудить нереально — понадобилось бы метрополитен строить. Но, возможно, этот вход вёл в карстовые размывы. Так, в Акиньшино в одном из оврагов есть пещеры, которые «помнят» первобытного человека…
Сегодня Анатолий Баёв ведёт ещё одну работу. Краевед пытается установить точное месторас-положение Владимирки – тракта, известного как «дорога слёз и печали», — по которой гнали каторжан.
— Пеший этап в Сибирь длился два с половиной года, — рассказывает краевед, — и проходил через наш край. Так, километрах в семи от Сарыево есть руины старинной тюрьмы. Каторжане молились, только чтобы выдержать этот поход. Неважно, что сама каторга 25 лет – только бы дойти до неё! Заключённые шли по Владимирке непрерывным потоком, по ней же везли Емельяна Пугачёва на казнь в Москву. Вероятно, село Доброе под Владимиром (теперь это микрорайон в областном центре) было названо так потому, что люди подавали там каторжанам. Я выяснил, что во многих деревнях нашего района стояли каменные амбары, — значит, рядом шла оживлённая дорога, была какая-то торговля. Но в районе Станков Владимирка «теряется». Сегодня пытаюсь восполнить этот пробел в истории.
…Мы постоянно что-то ищем, начиная от аптечных пузырьков с царскими гербами и заканчивая смыслом жизни. Анатолий Баёв, путешествуя по городам и районам нашей страны, познакомился со многими замечательными и удивительными людьми. Это, по словам краеведа, и есть его главный клад и главное сокровище.
Комментарии