Водный путь
Клязьма берёт своё начало в Московской, проходит по Ивановской и Владимирской областям и впадает в Оку. С давних времён по Клязьме было налажено водное сообщение между городами и населёнными пунктами.
Так, по некоторым сведениям, купцы Богоявленской слободы (Мстёра) до революции 1917 года ходили на судах вниз по реке в хлебородные области за мукой и зерном, нанимая бедных крестьян гребцами.
Клязьма служила для народного хозяйства. По ней сплавляли лес до Оки и Волги. Во время Великой Отечественной войны отправляли кругляк баржами с перегрузкой к железной дороге. Этот лес предназначался фронту и шёл на строительство землянок, блиндажей и окопов.
Вниз по течению реки располагались пристани (не считая Коврова). Пристань 8-е февраля (так назывался посёлок в стороне Холуя), Глушицы, Мстёра (напротив деревни Слободка). Пристань Вязники была самая большая и важная – туда водным путём доставлялись различные грузы для фабрик. Также пристань была и в Гороховце.
Начинал пароходство на Клязьме костромской помещик Катенин в 1887 году. Его пароход «Посыльный» курсировал между Холуем и Нижним Новгородом (около 200 километров), а в разлив доходил и до Коврова.
По Клязьме ходил первый грузовой буксир «Николай», который иногда перевозил до 500 пудов груза за один рейс. В 1890 году по реке курсировали три пассажирских парохода – «Владимир», «Георгий» и «Матвей».
На мстёрской пристани продавались билеты на проезд. Неподалёку от неё были установлены два огромных металлических бака. В них с барж перекачивали керосин, который шёл на продажу населению и использовался для освещения в домах (до 1948 года во Мстёре не было электричества). Ещё до революции на мстёрской пристани были построены лабазы – амбары с зерном на случай голода и неурожая. Из этого запаса зерно продавалось крестьянам. На склады завозилась баржами солёная рыба – преимущественно треска и сазан.
Пассажирский рейс
В прошлом веке от 8-го февраля до Вязников в основном курсировали два пассажирских парохода – «Шторм» и «Робеспьер». Они были большие, двухпалубные, но очень тихоходные. По правому и левому борту кораблей стояли большие колёса с лопастями, которые приводились в движение паровой машиной. На нижней палубе располагались пассажирские каюты и буфет. В летнее время на верхней палубе пассажиры могли культурно отдохнуть – пить лимонад за столиками и обозревать красоты заречья. Продавалось и спиртное – не более 100 граммов водки на человека.
Когда по Клязьме начали курсировать пароходы, один иностранец решил поехать и посмотреть на природу России. Увидев высокие правые берега Клязьмы, заливные луга и леса, он сказал про это: «Боже, да это же русская Швейцария!».
Жарким летом, когда река мелела, «Шторм» и «Робеспьер», бывало, садились на мель. Иногда доходило до смешного. Все пассажиры поднимались на верхнюю палубу и быстро переходили то на один, то на другой борт. Пароход раскачивался и снимался с мели. Но случалось, что людей высаживали на берег и дальнейший путь они шли пешком.
Но другого транспорта не было, и пассажиров хватало. Люди ездили на рынки, базары и ярмарки. На мелких местах и перекатах устанавливали бакены с фонарями. В тёмное время суток они зажигались и указывали опасные места.
К шестидесятым годам прошлого века трудяги «Шторм» и «Робеспьер» прекратили своё шествие по Клязьме. Река стала мелеть. Вроде бы и работали землечерпалки, вынимая грунт со дна на отмелях и перекатах, но не успевали. Да и пароходство стало нерентабельным. Некоторое время между Вязниками и Мстёрой ещё «бегал» пассажирский катер «Зарница», но и он не смог конкурировать с появившимися автобусами и такси. Пассажирские пароходные рейсы между Ковровом и Вязниками были прекращены.
Сейчас Клязьма спокойно несёт свои воды на юг к другим рекам. Не слышно гудков пароходов, не видно барж, не работают землечерпалки, нет паромов и пристаней… Наверное, так здесь было тысячу лет назад.
Комментарии