16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:33, 04.04.2017

Возрождение рояля

/ Культура

В Детской школе искусств им. Л.И.Ошанина произошло неординарное событие: там состоялась презентация рояля после его реставрации.

Этот инструмент, изготовленный более ста лет назад, на рубеже веков, немецкой фирмой «Rönisch», имеет свою историю. Кто владел им вначале – неизвестно; факт тот, что много лет назад один из первых директоров музыкальной школы, Николай Емельянович Иванов, приобрёл его для школы за 5 советских рублей. У предыдущих его обладателей он стоял, а точнее лежал в сарае на боку, и те рады были от него избавиться: возьмите, пожалуйста, он вам нужнее.
Для школы фирменный немецкий рояль с превосходным звучанием был просто находкой. Открывая презентацию, директор школы Любовь Борисовна Алексеева вспоминала, как играл на этом рояле бетховенские сонаты её учитель Борис Селивёрстович Абанин, с каким трепетом она сама прикасалась к его клавишам. Много позже рояль был передан Дому культуры льнокомбината. Когда же в 1991 году школа переехала в новое здание, старый рояль вернули, и он долго ещё верой и правдой служил концертмейстерам на хореографическом отделении.
Но была мечта иметь в малом зале концертный рояль более высокого уровня, чем тот, который там находился. Старый, но не забытый рояль, дряхлевший в танцклассе, мог бы стать концертным инструментом, но над ним нужно было серьёзно поработать. На помощь пришла фирма «РИТМиК» из Нижнего Новгорода, которая взялась за восстановление инструмента. Выступавший на презентации генеральный директор компании Анатолий Фёдорович Котляр сказал, что с руководством школы, с которым и раньше доводилось при полном взаимопонимании сотрудничать по части реставрации музыкальных инструментов, были изысканы бюджетные средства и фирма приступила к выполнению заказа.
В течение полутора месяцев мастер-реставратор музыкальных инструментов Эдуард Витальевич Баталов с сыном Вячеславом упорно трудились над восстановлением рояля, и оно того стоило. Ведь изрядно изношенный, утративший внешнюю презентабельность инструмент-патриарх по-прежнему сохранял свою уникальность. Недаром в надписи на клейме, ещё с дореволюционными «ятями» на русском и немецком языках, можно прочитать, что «к этому инструменту была применена самая тщательная работа и безукоризненный материал».
Ремонт, по словам мастеров, был трудным, «лечить» «ветерана» пришлось основательно. Что-то необходимо было просто поменять: крышку, так называемую «лиру», часть стенки, а что-то и подремонтировать. Однако, как оказалось, больше всего времени заняла послойная покраска инструмента с постоянным прослушиванием.

Участники презентации посмотрели клип, где рояль был запечатлён до ремонта (обшарпанный, с целым рядом повреждений), затем в процессе ремонта. А то, каким он стал после него, все и так видели воочию – он был как новенький. Но одно дело внешний вид, а вот как звучит обновлённый рояль, слушатели могли убедиться во время небольшого концерта, подготовленного учащимися и преподавателями школы искусств.
Первым к роялю подошёл ученик Б.С. Абанина Даниил Сергеев, блестяще исполнивший полонез Ф. Шопена; чуть позже другая его воспитанница, Карина Овчинникова, также великолепно сыграла Вальс-экспромт Р. Яхина. В качестве аккомпанирующего инструмента рояль звучал под пальцами двух концертмейстеров: Марии Дмитриевской, сопровождавшей игру ксилофониста Павла Дмитриевского, который безупречно исполнил одну из частей концерта Баха, и Марины Гурбановой во время потрясающего выступления солистов Веры Аввакумовой с песней А. Бабаджаняна на слова Е. Евтувшенко «Твои следы» и Ольги Фомичёвой со свиридовской «О, Родина!» на стихи С. Есенина.
Знатоки по достоинству оценили звучание инструмента — ровное, бархатистое, — а мастера, подарившие роялю новую жизнь, с уверенностью говорят, что он прослужит ещё лет 30-40 без ремонта. К слову сказать, трудясь над восстановлением инструмента, они обнаружили в нём записку от предыдущих его настройщиков, помеченную 1940 годом.
Что и говорить — представители фирмы «РИТМиК» были главными героями этого дня и заслужили искренние слова благодарности многих, в том числе и заведующей фортепьянным отделением Елены Владимировны Леонтьевой. А успевшие уже прикоснуться к клавишам инструмента пианисты с полной серьёзностью и даже трепетом говорят о его характере — добром и отзывчивом.
Вообще, в среде и музыкантов, и реставраторов-настройщиков принято говорить о музыкальных инструментах как о существах одушевлённых. Да так, наверное, и должно быть, а нам только остаётся пожелать возрождённому инструменту-долгожителю мафусаилова века.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:25, 25.04.2024 0 комментариев
С любовью к музыке / Культура

В последнее время редко встретишь на сцене российской эстрады вокально–инструментальные ансамбли. Мы живем в век цифровых технологий, и та же самая игра на гитаре уже мало интересует современных подростков. При этом в Вязниках традиции сохраняются. У нас есть музыкальный ансамбль, который носит название «Перекресток». Он начал свое существование в 1998 году. Коллектив собрал Николай Грезин. Мы пообщались с Николаем Евгеньевичем и выяснили, как всё начиналось.


09:02, 25.04.2024 0 комментариев
Творчество поэта многогранно / Культура

В информационно-правовом библиотечном центре «Интеллект» 19 апреля прошла традиционная акция «Библионочь», посвященная в этом году русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Программа была насыщенной.


08:50, 25.04.2024 0 комментариев
Мстёрские традиции - на выставке «Россия» / Культура

Грандиозная выставка-форум «Россия» в Москве продолжает свою работу. Ежедневно её посещают тысячи гостей. Павильон №75 на ВДНХ стал практически легендарным, а в нем большой популярностью пользуется стенд Владимирской области. В минувшую субботу, 20 апреля, на выставке вновь прошла презентация культурно-туристического потенциала Вязниковского района.


Архив блога