Революционная методика
«Тренируй свою волю и тело; привыкай к лишениям; настоящая твёрдость заключается в отсутствии жалости к себе». Три пункта, написанные на обратной стороне случайно попавшейся Александру в начальной школе картинки с изображением бородатого аскета, во многом стали его девизом и определили дальнейшую судьбу. Метод мышления, при котором нужно решительно действовать и уверенно идти к цели, принёс свои плоды.
Ещё в конце восьмидесятых годов Александр организовал в Толмачёве клуб «Спарта». Многие до сих пор помнят, как в пробегах, посвящённых воинам-афганцам, участвовали по двести подростков из «Спарты» и клуба «Атлет». Маршрут общей протяжённостью порядка сорока километров проходил по городу и району. В каждом крупном населённом пункте ребята останавливались и давали небольшой концерт. Неоценимый вклад в спортивную и тренерскую карьеру Александра в тот период внёс легендарный вязниковец, заслуженный тренер России по боксу Виктор Иванович Щенников, знания и опыт которого помогают многим наставникам и по сей день.
Значимым этапом в жизни спорт-смена стала работа в морской школе ДОСААФ, где культивировались сразу несколько видов спорта: бег, плавание, гребля, стрельба, рукопашный бой. Традиционно устраивались летние палаточные лагеря.
— Раньше эти лагеря были организованы так, что с детьми ехала целая группа взрослых: два повара, два воспитателя, начальник клуба «Юный моряк»… — вспоминает Александр. — Они полностью обустраивали быт, но я предложил: «Ребята, так вы ничему не научитесь. Если вы пойдёте в поход со мной – вам всё надо будет делать самим». После этого мы несколько раз ходили с ними в походы – это было что-то! Мы шли пешком до Лапино, потом спускались вниз до Пировых-Городищ. Сначала никто из ребят даже костра не мог развести. Я не стал их что-то заставлять делать и строго следовать режиму. Вечером сказал, что кто хочет – может хоть до утра сидеть с гитарой, а «жаворонки» пусть идут спать. Получилось, что «совы» колобродили и галдели до утра, а утром стали шуметь «жаворонки». В результате весь лагерь не выспался. На второй день у них начало работать самосознание. Слышу утром из палатки, как они разговаривают полушёпотом, хворост где-то вдалеке рубят, кашу варят. Это стало их дисциплинировать. Каждый в итоге научился разводить костёр, ставить и убирать палатку, варить обед.
В определённой степени революционная методика дала положительный результат. Многие участники походов уже с высоты собственных лет с благодарностью вспоминают время, позволившее получить важный жизненный опыт и закалить характер.
Объединяющий «Союз»
Особой для Александра Логинова стала деятельность спортивного клуба «Союз». Один из лучших на тот момент залов в области создавался вместе с Андреем Котковым, Михаилом Красновым и Сергеем Желтовым. Спортсмены сами варили тренажёры и обустраивали помещение, которое им выделили на льнокомбинате. В итоге там появились два тренажёрных зала, зал восточных единоборств, сауна, душевые, тренерская комната, комната отдыха, где для посетителей был заготовлен даже самовар. За годы существования через клуб прошли несколько поколений молодёжи.
— Туда было престижно ходить, там встречались, влюблялись, женились, приходили с детьми. Так прививалась любовь к здоровому образу жизни, и теперь, спустя годы, эти люди передают привычку уже своим детям и даже внукам. Обидно только, что после двадцати лет работы тот «Союз» взяли и развалили: забрали помещение и тренажёры… И вдвойне жаль, что сейчас нет места, которое бы могло так крепко объединять молодёжь. В Вязниках огромное количество талантов, которые «погибают», потому что им некуда выплеснуть свою энергию, их никто не направляет.
Одним из таких «направляющих» для самого Александра стал главный тренер области по боксу – Николай Павлович Старцев, который разглядел в своём подопечном педагогические качества.
— Он всегда давал мне новичков и надеялся, что я стану тренером. Мне нравилось этим заниматься, и я ценил его доверие. Ведь передавать свой опыт непросто, и не всем даже великим спортсменам это удаётся. Хотя для меня самыми важными были не спортивные результаты подопечных, а возможность передать им любовь к здоровому и трезвому образу жизни, чтобы можно было выдернуть человека из зоны риска. Особенно важно это становится сейчас, когда всяких ловушек для детей становится всё больше.
…Передавать свой опыт непросто, и не всем даже великим спортсменам это удаётся. Хотя для меня самыми важными были не спортивные результаты подопечных, а возможность передать им любовь к здоровому и трезвому образу жизни, чтобы можно было выдернуть человека из зоны риска. Особенно важно это становится сейчас, когда всяких ловушек для детей становится всё больше.
Актёр и театрал
Есть у Александра и довольно неожиданное пристрастие – театр. Возникло оно, как ни странно, в лихорадочные девяностые годы.
— В это непростое время мне было интересно заглянуть в какой-то другой мир, где люди занимаются чем-то для меня совершенно непонятным. До этого момента я и не знал, что у меня могут быть какие-то театральные способности.
Решение заглянуть в театральную студию стало для Александра судьбоносным — ведь именно там работала его будущая супруга. Поначалу он просто наблюдал за происходящим на сцене со стороны, но в один из дней, когда перед театралами стояла шуточная задача показать урок русского языка в стиле рэп, ситуация изменилась. Ребята не могли придумать подходящего текста. Тогда Александр всего за 20 минут сумел написать стихотворение, которое поразило всех. Но тут возникла другая проблема – никому не удавалось прочитать произведение без запинок, поэтому и в роли исполнителя автору пришлось выступить самому.
Вновь театральные способности проявились, когда Александр Логинов переехал в подмосковный Звенигород. Там он даже срежиссировал спектакль на общегородском уровне. Параллельно занимался КВНом и обучался у легендарных КВНщиков – М. Марфина и А. Чивурина. Звенигородский период жизни спортсмена связан также с работой в комитете по делам молодёжи и комиссии по делам несовершеннолетних, о качестве деятельности которой Александр вспоминает не лучшим образом.
— Там я столкнулся с тем, что на комиссиях детей только ругают, но не предлагают им никакой альтернативы. Погрозив пальцем, их возвращают в прежнюю среду, и они продолжают расти как трава. А ведь чтобы семя проросло, ему нужны определённые условия. При этом педагог должен быть примером во всём. Нельзя учить ребёнка одному, но самому при этом делать другое.
Вклад в душу
Вот уже на протяжении одиннадцати лет Александр Логинов вместе с единомышленниками оказывает помощь Мстёрскому детскому дому. И личный пример в этом деле становится одной из важнейших составляющих.
— Помимо «развлекаловки», у нас всегда есть для детей какой-то нравственный урок. Мы не только привозим артистов и кормим ребят, но и даём им возможность показать своё творчество, проводим воспитательные беседы. С детьми обязательно нужно говорить, чтобы отвоевать их у улицы.
Воспитанники детского дома такую ненавязчивую заботу принимают с благодарностью, а Александра называют не иначе как «дядя Саня» – словно наставника и друга одновременно. Для ребят команда «дяди Сани» претворила в жизнь ещё одну полезную идею – организовала демо-версию самостоятельной жизни. Для этого обустроили специальную комнату со всеми необходимыми условиями и бытовой техникой. На несколько дней туда заселяют по два человека, снабжают продуктами питания и дают попробовать пожить самостоятельно.
— Иначе раньше что получалось — за них всё время моют, стирают, убирают, а потом кидают во взрослую жизнь, где они ничего не умеют… Конечно, их обеспечивают жильём, дают какую-то профессию и накопленное пособие, но у человека нет опыта в плане обустройства быта и знаний, как грамотно использовать деньги, поэтому они в первые недели всё спускают. Это тоже надо им объяснять и предлагать варианты, как лучше вложить средства.
О развитии в детях самостоятельности и целеустремлённости, поднятии уровня нравственности и воспитания Александр говорит много. Соответствующие лекции по просьбе дочери Лауры он проводил среди школьников, но, по собственному признанию, надеется, что его опыт и знания пригодятся где-то ещё.
— По большому счёту современное воспитание – это гонка за тем, чтобы внешне выглядеть не хуже других. При этом мало кто вкладывает в душу и мировоззрение ребёнка, а ведь это самое важное. Мне хочется передавать свой опыт и делать это на родной земле.
Комментарии