К ним обратился его председатель Владимир Лукичёв, нашедший тёплые и сердечные слова для такого случая. Пришедший на встречу вязниковский композитор Игорь Федотов рассказал об истории создания им песни «Дорога на Чернобыль» и включил её запись в исполнении Михаила Латышева. Песня произвела на собравшихся глубокое впечатление. Члены актива Николай Шарагин и Сусанна Соколова вручили вдовам чернобыльцев экземпляры книги «Солдаты Чернобыля», где собраны сведения о чернобыльцах нашей области, в том числе и о вязниковских ликвидаторах последствий той страшной аварии.
За чашкой чая состоялась беседа. Участники ликвидации вспоминали побратимов по Чернобылю — тех, кто жив, и тех, кого уже нет с нами. Владимир Скворцов и Николай Васильев подружились еще в Афганистане. Оба потом летали над аварийным реактором в разное время, но, как оказалось, на одном и том же вертолёте. В нашем районе жили три человека, прошедших Афган, а затем Чернобыль. Но этим летом ушёл из жизни Владимир Журавлёв. На встрече присутствовала его вдова Светлана.
О чём еще говорили за столом? О дружбе народов, которая реально существовала тогда. Все внесли свой вклад и в ликвидацию последствий атомной катастрофы, а затем и в строительство города Славутича, где можно было встретить дома с национальным колоритом союзных республик. Именно об этом и говорила Сусанна Соколова, ликвидатор первого призыва. Кавалер ордена Мужества, Сусанна Владимировна много лет возглавляла местную организацию чернобыльцев.
Чернобыль забирал лучших. Тех, кто без лишних слов делал своё дело: надо — значит надо. Этот негромкий героизм поражает. Чернобыльская командировка Вячеслава Жильцова вместо нескольких недель растянулась на четыре долгих месяца, причём, ежедневную вахту Вячеслав нёс у самого аварийного энергоблока, вывозя радиоактивный лом, сброшенный с его крыши. Об этом, едва сдерживая слёзы, рассказывала соседям по чайному столу вдова ликвидатора Галина. Пришла на встречу также и вдова кавалера ордена Мужества Евгения Купчихина Лидия. Евгений был всеобщим любимцем и совестью организации, отвечал также за свою мстёрскую первичку. Его преждевременная смерть до сих пор отзывается болью в сердцах близких и всех его знавших.
И ни с чем нельзя сравнить боль матери, потерявшей единственного сына. На встрече присутствовала мама Сергея Лавёрычева Людмила Фёдоровна. Солдат срочной службы, проходивший её вблизи ЧАЭС, Сергей и его товарищи оказались в числе первых ликвидаторов последствий той аварии. Они стояли в оцеплении, разгружали начавшие поступать по железной дороге материалы (песок, свинец) до тех пор, пока часть не передислоцировали. Позже, уже на гражданке, Сергей Лавёрычев стал художником и посвятил свой талант детям, работая художником-оформителем в ЦДОД. И вот уже четыре года, как его не стало. Добрый, умный, ироничный – таким он запомнился нам.
Эта стреча еще раз подтвердила, что чернобыльцы — одна семья, и что те, кого уже нет, живут в наше памяти.
Комментарии