Дата выбрана не случайно. 9 августа 1839 года французский художник и изобретатель Луи Дагер представил ученым собратьям процесс получения изображения на покрытой серебром медной пластине и запечатлел его на практике. Спустя 10 дней, 19 августа, изобретение получило международное признание, а правительство назвало его подарком от Франции миру.
Интересно, что в конце XIX и начале XX веков в Вязниках фотоделом занимались сразу несколько профессионалов. Как работалось фотографам век с лишним назад? Какими были первые технологии? Что вдохновляло мастеров? В поисках ответов на эти и другие вопросы заглянем в прошлое.
Именно снимки местных фотографов сегодня наполняют архивы музеев, краеведов и других вязниковцев, интересующихся прошлым и настоящим родной земли. Хрестоматийные кадры периодически появляются на страницах прессы и социальных сетей. Но что мы знаем об их создателях?
К первооткрывателям фотодела в Вязниках можно по праву отнести Кирилла Михайловича Козина. Будущий мастер родился в 1848 году в селе Кожино Гороховецкого уезда. Доподлинно неизвестно, как выходец из крестьян оказался в Вязниках: то ли начал трудиться на одной из местных процветающих фабрик, то ли ещё какое-то дело нашёл. Вот что можно прочесть об этом в книге «Путешествие в Гороховец. Губерния в старой открытке», изданной во Владимире в 2003 году (автор-составитель В.П. Машковцев):
«В Вязники привлекали крестьян полотняные фабрики, лучшие из которых – «двигающиеся паром» — были у купцов Сенькова, Демидова или Елизарова. Вероятно, на одной из них и начинал трудовую деятельность крестьянин Кирилл Козин – будущий известный вязниковский фотограф. Так было, или просто пришёл Кирилл в Вязники в пору летней Казанской ярмарки, где захватила его праздничная шумиха-суматоха, только сохранилась в семье Козиных красивая легенда. Заворожили Кирилла на ярмарке таинственные манипуляции заезжего фотографа, и нанялся Кирилл к нему в ученики. Но отшумела весёлая ярмарка, засобирался фотограф в Нижний, куда отправился за ним и Кирилл. Здесь-то и прошёл Кирилл Козин школу фотографического искусства. И какую школу! У самого М.П. Дмитриева учился он, а был Дмитриев в то время известнейшим в стране фотографом, а сам Нижний Новгород – «столицей фотографии».
Максим Петрович Дмитриев остался в истории как основоположник публицистической фотожурналистики, чьи работы производили огромное впечатление и на российскую, и на европейскую публику. Ну а его ученик Кирилл Козин считается певцом Вязников, его тихих улочек и природных красот. При этом он довольно много фотографировал самих вязниковцев.
— Свою фотомастерскую, судя по штампу в документах, Кирилл Михайлович открыл в 1879 году, — рассказала «Маяку» заведующий экскурсионно-массовым отделом Вязниковского историко-художественного музея Наталья Щурий. – Точное её местоположении неизвестно. Зато мы знаем, что в 1896 году фотограф покупает дом на углу Шоссейной и Пострекаловской улиц – напротив сегодняшнего здания средней школы №2. Здесь художник жил с супругой Матрёной Афанасьевной и четырнадцатью детьми, четверо из которых умерли во младенчестве. По этому же адресу располагалась фотомастерская.
Цены у Козина были относительно демократичными. Для закупки аппаратуры и применяемых тогда расходных материалов приходилось ездить в крупные города — Нижний Новгород, Петербург, Москву. Фотохудожника отличало стремление к идеалу и трудолюбие. Вот и тянулись постепенно в мастерскую непривыкшие фотографироваться вязниковцы.
Развивалась и она сама. Исследователи отмечают, что изначально руководитель заказал для своих услуг простой штамп. Затем начал ставить на работах изящную надпись «Фотография К.М. Козина в г. Вязниках». Позднее же мастер перешёл на фирменные фотографические бланки, которые ему поставляла вязниковская литография С. И. Матренинского и литография Тальбота и Вильво.
Свидетельство о действии в Вязниках постоянной фотографической мастерской Козин получил, подав прошение на имя губернатора. Забегая вперёд, заметим, что проработала она долгие годы. Только в 1916-м вязниковский полицейский исправник, занимающийся контролем над деятельностью подобных заведений, сообщит вышестоящим властям, что «фотография» перешла в руки сына Кирилла Михайловича. Но до этого момента мастер успел очень и очень многое. Он давно мечтал запечатлеть в кадре как много больше вязниковского колорита – от изумительных панорам и видов до уютных больших и малых улиц с их обитателями.
«Потому так охотно воспринял Кирилл Михайлович предложение вязниковского книготорговца Н. А. Сизякова снять несколько видов Вязников для задуманного братьями Сизяковыми выпуска открытых писем, — пишут авторы книги «Путешествие в Гороховец. Губерния в старой открытке». – Вот только немолод был уже К. М. Козин, а сыну Ивану пора было заявить о себе как об авторе самостоятельном. Так и выполнил Иван заказ Сизякова. Сначала (1903) сделал три первых вида: Базарной площади, Благовещенской улицы с ещё двухэтажным зданием женской прогимназии и вида Вязников с восточной стороны. Вскоре первые бланки открытых писем с видами города продавались в Вязниках. Издавались они в Германии».
Вообще до наших дней сохранилось немало работ и Кирилла Козина, и сразу нескольких его сыновей. Специалисты историко-художественного музея рассказывают, что Иван Кириллович в итоге создал целый цикл вязниковских фотографий. А Николай Кириллович Козин в 1922 году открыл собственное фотоателье на улице III Интернационала (ныне – Благовещенской). Здание, где оно располагалось, не дожило до современности. Есть вероятность, что после национализации, с середины двадцатых годов прошлого века, Николай Козин работал в фотографии «Динамо», которая была построена на улице Шоссейной (ныне – Советской) возле детской библиотеки. На это указывают косвенные признаки. А ещё сохранились сведения, что мастерство, полученное от отца, Николай Кириллович передавал уже своим ученикам, среди которых был Александр Иванович Карпышев. В дальнейшем он стал заведовать ателье «Динамо».
Работали в нашем крае и другие уважаемые мастера. Так, в начале XX века творческую деятельность в Вязниках начал мещанин из Торжка Николай Александрович Франтов. Фамилия оказалась отчасти говорящей — на долгие годы запомнили жители, что этот фотограф, следя за стилем, носил цилиндр и даже помощнику своему приобрёл котелок. Гораздо важнее то, что в фотоделе он был профессионалом.
— С 1908 года фотоателье Николая Франтова располагалось в доме вязниковского купца Богашова в центре города. В 1910-м заведение обосновалось в доме Скачкова по улице Шоссейной, — рассказывает Наталья Щурий. – Николай Александрович, как и другие фотографы, имел свой штамп. Он прекрасно выполнял портреты и уделял большое внимание городской общественной жизни. Во многом поэтому работы Франтова интересны спустя многие десятилетия.
А ещё, будучи человеком новым, Франтов довольно быстро сблизился с вязниковцами, включившись в местную культурную жизнь. Он участвовал в музыкально-драматическом кружке. Николай Александрович частенько заглядывал в гости к бухгалтеру Товарищества С. И. Сенькова Сергею Ивановичу Игумнову, все члены семьи которого были активно задействованы в постановке спектаклей.
По данным завсегдатаев архивов, не всё срослось у Николая Франтова в личной жизни. Он расстался со своей супругой, которая позднее открыла собственное заведение в Никологорах, но надолго задержался в Вязниках. И во многом стал городским летописцем, оставив для потомков ряд знаковых кадров. Что и говорить, одна фотография, сделанная …дцать лет назад, порой может поведать намного больше, чем строки иных исторических справок.
Комментарии