Сын петровского сержанта — штурман легендарного Беринга
Василий Хметевской являлся потомком старинного дворянского рода, известного еще с XV столетия. Его отец Андрей Кузьмич Хметевской служил в армии в бурное царствование Петра Великого, когда чины давались «со скрипом» и вышел в отставку сержантом — тогда и это звание считалось немалым. От брака с Домной Кирилловной, чья девическая фамилия пока неизвестна, у него в 1698 году и родился первенец Василий. У будущего начальника Камчатки известен младший брат Иван Андреевич, который избрал армейскую карьеру и дослужился до поручика. Женившись на княжне Прасковье Вяземской, И. А. Хметевской вышел в отставку и вел привольную жизнь состоятельного помещика, в том числе в своих вязниковских имениях. А вот его старший брат Василий, решив стать офицером флота, оказался в итоге на краю света!
В 1724 году в 26-летнем возрасте Василий Хметевской окончил Морскую академию, получив звание подштурмана. Вскоре он получил назначение во 2-ю Камчатскую экспедицию, которую возглавили капитан-командор Витус Беринг и владимирский дворянин Алексей Чириков. Именно эта экспедиция впервые провела масштабные исследования тихоокеанского побережья современной России. По названиям кораблей Беринга и Чирикова пакетботам «Святой Петр» и «Святой Павел» был наименован первый порт на еще не освоенной Камчатке — Петропавловск. Получивший звание штурмана, Хметевской в 1739 году на боте «Святой Гавриил» совершил переход из Охотска — тогда главного российского порта на Тихом океане, на Камчатку, где участвовал в выборе места и основании в Авачинской губе Тихого океана «гавани Святых апостолов Петра и Павла» с поселком при ней — нынешнего города Петропавловск-Камчатский. Там построили 5 деревянных домов, 3 сарая, 3 склада и небольшую церквушку — ядро будущей столицы Камчатки.
«Описывал берега от Охотска до Камчатки и кругом оной»
После гибели Беринга и возвращения Чирикова на большую землю, Хметевской оказался среди немногих морских офицеров, оставшихся на Дальнем Востоке. В звании мичмана (оно тогда было выше штурманского) он совершил несколько опасных плаваний вдоль побережья Камчатки, составив первые подробные карты неизвестных прежде районов. Как гласит официальная история, Хметевской «описывал берега от Охотска до Камчатки и кругом оной».
Выросший вдалеке от морей-океанов Хметевской полюбил суровый первозданный край. Когда срок его службы на Тихом океане вышел, и офицеру предоставили вакансию в Петербурге, он отказался возвращаться в Европу. Постепенно Василий Андреевич получил репутацию непревзойденного знатока Охотского моря. Ему удавалось проводить корабли от Гижиги до Японских островов через ранее неведомые проливы, преодолевать бури и шторма, обеспечивать научные исследования Камчатки.
Катастрофа «Святого Иоанна»
Не раз жизнь Хметевского висела на волоске. В октябре 1753 года, командуя пакетботом «Святой Иоанн» при переходе из Охотска к восточному берегу Камчатки, он потерпел крушение у одного из Курильских островов. И хотя благодаря распоряжениям Василия Андреевича почти весь экипаж удалось спасти, в отношении Хметевского было начато следствие, продолжавшееся долгих 8 лет.
«Иоанн» перевозил жалованье служащим в Охотске и на Камчатке чиновникам — всего 10 тысяч рублей в серебряной монете. Капитана заподозрили в хищении этих денег. Но после гибели корабля прибой стал методично выбрасывать на берег полновесные серебряные рублевики. Следователи скрупулезно подсчитали, что только за 2 года после катастрофы прибоем было выброшено на берег 3099 рублей! Остальное так и осталось в море. Забегая вперед, можно сказать, что рубли с «Иоанна» в тех местах находили и в XX столетии! В конце концов, было установлено, что корабль «Иоанн» напоролся на неотмеченные на карте камни, и сохранить груз не представлялось возможным. Его капитан был оправдан и произведен в следующий чин. Но сколько седых волос стоила моряку эта история, знал только он сам.
Понимая важность точных карт и лоций, дабы избежать таких катастроф, Хметевской почти 20 лет посвятил описанию камчатских берегов. Всего в общей сложности длина изученной им и картографированной береговой полосы составила 3500 километров! Это был настоящий подвиг во имя науки и российского флота.
Начальник Камчатки
с правами губернатора
В 1771 году в чине капитана 3-го ранга Василий Хметевской, будучи уже на восьмом десятке, был назначен Екатериной II первым начальником Камчатки с правами губернатора. Указ императрицы устанавливал в качестве административного центра дальневосточных владений не Петропавловск-Камчатский, а Охотск. Но значение Петропавловской гавани год от года лишь возрастало. В 1770 году туда впервые вошли иностранные суда. Это были английские корабли под командованием Чарльза Клерка, помощника и заместителя знаменитого мореплавателя Джеймса Кука. На старинной гравюре британца Уэббера, участника экспедиции Д. Кука, «Вид на Петропавловскую гавань в 1779 году» на узкой песчаной косе видны пять-шесть бревенчатых домиков, крытых травой, да свайные постройки с коническими крышами. Существует предание, что Клерка принимал лично Хметевской. Во всяком случае, памятник английскому мореплавателю, который умер на Камчатке в августе 1779-го, стоит в Петропавловске до сих пор.
В 1777 году произведенный к тому времени в капитаны 2-го ранга Василий Андреевич Хметевской вышел в отставку. Ему было уже 79 лет — для губернатора обширной провинции по тем временам возраст почти запредельный. Дальнейшая судьба первого начальника Камчатки точно неизвестна. Дальневосточники уверены, что прослуживший там 40 лет Хметевской и после отставки доживал свой век в Охотске или Петропавловске и похоронен в их земле. Однако существует версия, что после почти полувекового отсутствия капитан Хметевской вернулся на свою историческую родину во Владимирский край.
Потомки Хметевских
в нашем крае
Во всяком случае, точно известно, что наследники старого моряка унаследовали вязниковские и ковровские имения, а племянник моряка Александр Иванович Хметевской даже возглавлял ковровскую уездную полицию. Своего сына Николая А. И. Хметевской в 1795 году отдал на воспитание в Морской корпус, где когда-то учился его дядя капитан Василий Хметевской. Так в прежние времена понимали преемство семейных традиций. Но к Камчатке дальнейшая история рода Хметевских, давшего российскому флоту еще несколько офицеров и даже одного адмирала, уже не имела никакого отношения. А вот к вязниковской земле оказался причастен еще один из Хметевских — Андрей Петрович, занимавший пост владимирского губернского предводителя дворянства — один из высших в губернии. Но это уже иная история…
Комментарии