Если ехать с федерального шоссе М7 от деревни Симонцево в сторону Мстеры, то примерно через три километра после села Шустово асфальтированная дорога резко поворачивает вправо — почти под прямым углом. Однако если приглядеться, то видно, что этот поворот на самом деле — не что иное, как перекресток. Когда-то там соединялись две дороги, которые пересекались под прямым углом. Только та, что являлась прямым продолжением пути от Шустово, ныне не только не имеет асфальтового покрытия, а представляет собой обычный проселок. И теперь лишь щебенка в колеях напоминает о том, что это не просто накатанная стежка, а бывшая торная дорога, связывавшая прежде сразу несколько деревень.
Следуя по полю в северном направлении, примерно через километр от перекрестка старая дорога становится все более разбитой, а затем в перелеске превращается в череду ям с относительно ровными участками. Однако потом на новом поле дорога и вовсе превращается в направление. Место там влажное, в распутицу и непогоду превращается в подобие болота. К тому же лесовозы разбили когда-то оживленный межколхозный тракт до такой степени, что по весне там и на внедорожнике ехать — занятие экстремальное. Причем они не только дорогу раскатали, но и поле избороздили глубокими колеями бесконечных объездов.
За этим гиблым участком идет место посуше и повыше. С правой стороны старые березы окружают небольшой, но достаточно глубокий копаный пруд с крутыми отвесными берегами, который в апреле доверху полон чистой талой водой. Напротив, чуть наискосок, хотя и с трудом, еще просматриваются места прежних усадеб. Там выделятся старый кряжистый дуб, один из отростков которого обломан бурей. Этому дереву-патриарху около трех веков. У основания его не обхватить даже и втроем (про такие деревья как раз и говорили — «в три обхвата»). Неподалеку растет еще одно дерево-патриарх — высоченная осина. Осиновой поросли вокруг немало, но таких великанов вокруг больше нет. Дальше поле кончается отрогом древнего Кожинского оврага, известного еще со времен великого князя Василия III — отца Ивана Грозного (в частности, этот овраг упоминается в завещании князя Ивана Ромодановского ровно 500 лет назад в 1521 году), за которым проходит просека высоковольтной линии.
От «мокрого» участка и до оврага — территория бывшей деревни Лаврушино. Время ее основания известно достаточно точно — случай достаточно редкий. Она была основана в начале 1590-х гг. управляющим вотчиной Троице-Сергиева монастыря (будущей лавры). Прежде там находилась пустошь — ненаселенное земельное владение, входившее в обширное имени Троице-Сергиева монастыря с центром в селе Новое (или Троицкое) Татарово, что ныне находится в составе муниципального образования Поселок Мстера. Эти владения досталось обители преподобного Сергия Радонежского в начале 1570-х гг. от князей Ромодановских вместе с селом Шустовым. Таким образом когда-то это были пределы Стародубского княжества.
В писцовой книге 1593 года Стародубо-Ряполовского стана содержится самое раннее известие о деревне Лаврушино: «Деревня, что была пустошь Лаврушинская на суходоле, а в ней крестьян 2 двора, пашни худые земли 5 четьи, да перелогом и лесом поросло 10 четьи в поле, а дву потому ж, сена 30 копен, лесу непашенного 7 десятин». В пересчете на нынешние меры площади пашенные угодья лаврушенских крестьян с учетом трехпольной системы составляли почти 8,2 гектара, под лесом и кустарником на месте бывших полей вокруг деревни находилось еще примерно 5,5 гектара, настоящего леса имелось 3,8 гектара и площадь сенокосов составляла 3,27 гектара. Кстати, два крестьянских двора по тому времени — немало, так как патриархальные семьи тогда были большими — по полтора-два десятка человек.
С начала 1570-х гг. и до 1764 года деревня Лаврушино, состоявшая в Стародубо-Ряполовском стане Суздальского уезда, оставалось владением Троице-Сергиева монастыря, который императрицей Елизаветой Петровной был преобразован в лавру. В 1764-м императрица Екатерина II отобрала все монастырские имения в казну. Лаврушино стало экономическим селением — находящимся под управлением Государственной коллегии экономии, а потом эта деревня перешла в ведение Министерства государственных имуществ. С 1778 года данное селение оказалась в составе Вязниковского уезда. От уездного города Вязники Лаврушино отстояло на 32 версты, а от губернского Владимира — на 82 версты.
В 1834 году в Лаврушино проживали 62 человека, в 1850-м — 54, а в конце 1850-х там в 8 крестьянских дворах насчитывалось 54 постоянных обитателя. В начале 1860-х гг. в казенной деревне Лаврушино при безымянном овраге по левую сторону большого проселочного тракта из Вязников в Шую значилось 60 жителей в 11 дворах. После отмены крепостного права, устройства железных дорог и интенсивного развития фабричной промышленности Лаврушино, как и окрестные селения, оказались на задворках Вязниковского уезда, который в 1929 году был реорганизован в Вязниковский район. Уже к 1916 году в Лаврушино осталось всего 2 крестьянских двора. Когда именно данное селение прекратило свое существование — точно неизвестно. Это случилось не позднее 1950-х гг., потому что в пространных списках упраздненных населенных пунктов Вязниковского района 1960-х — 1980-х гг. Лаврушино не значится.
Из соседствовавших с Лаврушиным деревень сегодня тоже не осталось ни одной. Вязки, Константиново, Белебелка, Хомяково и Швариха — все они остались только на старых картах. Но если об этих селениях память еще сохраняется, то об исчезнувшем первым Лаврушине уже давно и прочно позабыли. А бездорожье, болото и непролазная грязь делают урочище на месте прежней деревни труднодоступным и малоизвестным даже для сарыевцев и мстерян, не говоря уже о дачниках и заезжих туристах. И сколько было у нас таких лаврушиных…
Забытое Лаврушино — деревня-призрак меж топей и бездорожья
/ КраеведениеВ Вязниковском крае, как, наверное, и в любом другом, есть немало напрочь забытых сел и деревень, о которых почти не осталось не только видимых следов, но даже исторических свидетельств. В числе таких селений-призраков можно назвать и деревню Лаврушино прежнего Вязниковского уезда, находившуюся примерно на нынешней границе Мстерского и Сарыевского поселений Вязниковского района. Просуществовала она более четырех с половиной веков, люди жили там на протяжении многих поколений, а теперь отыскать какие-либо сведения о ней стоит немалого труда.
Новости по теме
Архив новостейВ ясный теплый день 31 мая 1898 года, накануне начала лета, в селе Барское-Татарово Вязниковского уезда произошла трагедия. В господской усадьбе Протасьевых, расположенной посреди старинного тенистого парка на высоком берегу реки Мстерки, из револьвера застрелился 15-летний Евлампий Игнатьевич Демин. Вместе с родителями он гостил у своего дяди вязниковского земского начальника Ивана Евлампиевича Протасьева. Живописнейший уголок, материальное изобилие, отличные перспективы в жизни и почти летнее ласковое солнышко разом померкли для молодого человека. Причины рокового решения так и остались до конца не разъяснены. Безутешная родня несчастного самоубийцы всячески стремилась избежать огласки. Известно лишь, что роковой выстрел стал следствием неразделенной любви и неизбежного в подростковом возрасте юношеского максимализма...
Вязниковский край по праву славится своими спортивными традициями и людьми, которые посвятили себя этой сфере. В их числе – известный легкоатлет Виктор Крестов. Человек, что и говорить, уникальный. В разные годы Виктор Финогентович пробежал более 90 международных марафонов. Ему покорялись самые разные дистанции. Сегодня спортсмен продолжает выступать, а для поддержания формы бегает по асфальту и лесным трассам несколько раз в неделю.
Заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, депутат от Вязниковского района Роман Кавинов провёл очередной приём граждан. С земляками он общался в местном отделении партии «Единая Россия». Вопросы жители Вязниковского края затрагивали самые разные.
Комментарии