16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
08:52, 23.12.2021

«Старый чекист, выдержанный партиец и работник»

/ Краеведение

В нашем отечестве сотрудников госбезопасности, будь то ВКЧ, ОГПУ, НКВД, КГБ или нынешняя ФСБ принято называть чекистами, пусть к соратникам и современникам «Железного Феликса» они ни в коей мере и не относятся. Но данный материал посвящен настоящему чекисту «первой волны» из Питера Сергею Дмитриевичу Дмитриеву, чья биография непосредственно связана с Вязниковским краем и весьма типична для своего времени. Источниками данной публикации послужили материалы музейного образования «Музей истории органов безопасности во Владимирской области», предоставленные его руководителем Андреем Борисовичем Соловьевым.

Сергей Дмитриев родился 14 сентября 1891 года в уездном городе Бежецке Тверской губернии. Своего отца он не знал, растили мальчика мать, работавшая прачкой, и бабушка. В Бежецке Сережа окончил церковно-приходскую школу, а потом в 1900 году вместе с матерью перебрался на жительство в столичный Санкт-Петербург. Мать стала работать на фабрике, а сына отдала в ученье малярно-лакировочному ремеслу. Проучившись четыре года и став маляром, Сергей работал на различных петербургских предприятиях. Среди товарищей-рабочих он пользовался авторитетом, и когда весной 1912 года в Питере началась месячная стачка городских рабочих и служащих, возмущенных расстрелом солдатами рабочих на Ленских золотых приисках в Сибири, то Сергея Дмитриева избрали казначеем стачечного комитета. К 1916 году Дмитриев работал станочником во 2-й мастерской Трубочного завода и вел агитацию против империалистической войны. После Февральской революции его избрали членом Совета старост мастерской и делегатом профсоюза металлистов, членом правления Василеостровского района, а также председателем Союза металлистов при Трубочном заводе. В июне 1917-го Дмитриев вступил в ВКП(б) (партию большевиков). Вскоре после Октябрьской революции в феврале 1918-го его по направлению райкома направили на работу в только что созданную ВЧК — Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР. Очевидно, работа в ЧК совпадала с его убеждениями и верой в правое дело, которому он служил.
Уже как чекиста Сергея Дмитриева отправили на работу в Москву, где он стал членом Моссовета. В июле 1918 года Дмитриева командировали в Рязань, где он участвовал в ликвидации контрреволюционной организации «Защиты Родины и свободы». После этого он остался на работе в Рязани, где заведовал отделом по борьбе с контрреволюцией и железнодорожным отделом в Рязанской губчека, и даже был заместителем ее председателя.

В 1919 году Сергея Дмитриева мобилизовали в Красную армию, где он был направлен на Восточный фронт против Белой армии адмирала Колчака. После взятия красными Уфы Дмитриева перебросили на Южный фронт, где наступала Белая армия генерала Деникина. Под Камышиным из-за предательства командования чекист Дмитриев попал в плен к белым, был приговорен к расстрелу и лишь чудом сумел бежать накануне приведения приговора в исполнение. После того, как он пробрался к своим, ему пришлось лечиться в госпитале. Потом он вернулся в Рязанскую губчека, где вел работу по выявлению дезертиров, а потом возглавил особый отдел. Затем 28-летнего Сергея Дмитриева назначили председателем Рязанской губернской ЧК, избрали членом Рязанского губернского комитета партии большевиков и членом Рязанского губисполкома.

В 1920 году Дмитриева перевели в аппарат ЦК ВКП(б) в Москву, а оттуда направили в центральный аппарат ВЧК заместителем завхоза. Там он работал непосредственно с легендарным председателем ВЧК Ф. Э. Дзержинским. В 1922 году по постановлению ЦК партии большевиков коммунист Дмитриев был назначен заместителем директора (фактически замполитом) Рессорного и Чугунолитейного заводов, а в 1923-м вновь направлен в Красную армию, где возглавлял особый отдел в 100-й стрелковой дивизии. В 1925-1927 гг. Дмитриев отучился в Высшей пограничной школе ОГПУ, где получил следующую характеристику: «Дисциплинирован, исполнителен, точен, аккуратен. Энергичен. Общителен. Выдержан. Авторитетом пользуется. Силой воли обладает. Член ВКП(б). Политически развит хорошо. Партийно выдержан вполне. В партийно-общественной работе участие принимал. В продолжении учебного курса к учебе относился с интересом. Задания выполнял добросовестно. Активен. Очень старателен. Ориентировка хорошая. Навыками самостоятельной работы обладает. Курс усвоил по всем предметам выше среднего. Технические навыки командования недостаточны».

После этого Дмитриев, получивший в качестве поощрения наградной маузер, возглавил особый отдел 99-й стрелковой дивизии, дислоцированной в городе Черкасы на Украине.

В 1928 году С. Д. Дмитриев был назначен начальником особого отдела Иваново-Вознесенского губотдела ГПУ, а в 1929-м стал помощником начальника особого отдела и информационного отдела ОГПУ по Ивановской промышленной области (именно тогда в эту область вошла большая часть территории упраздненной Владимирской губернии, включая Владимир, Ковров, Вязники, Суздаль и другие города). В 1930-м Дмитриев стал начальником отдела Ивановского ОГПУ, а в 1931 году его назначили начальником Гусевского райотдела Полномочного представительства Объединенного государственного политического управления при Совете Народных Комиссаров СССР. В Гусевском районе под его руководством выявлялись противники Советской власти. Например, весной 1932-го бывший торговец из села Губцево Самсонов говорил односельчанам: «Сволочи коммунисты, Сталин и Калинин — душегубы, скорее бы война». А в Гусе-Хрустальном сотрудники ГПУ вели разработку целой группы врагов Советской власти, причем эта операция получила кодовое название «Стекло». В служебном донесении говорилось: «Разработка «Стекло». Фигуранты разработки: Любимов В.М., Березкин и др., используя повышение цен на продукты и товары, среди рабочих ведут агитацию, что правительство ведет наступление на жизненный уровень рабочего класса. Кроме того, один из фигурантов, Сокров, послал два письма: одно в Москву, другое — в Рязань, к живущим там гусевским Бакланову и Садовникову, в которых интересуется настроением рабочих в этих городах и вопросом: «Будет ли война в связи с маньчжурскими событиями?». 7 февраля фигуранты Любимов, Белов, Березкин и др. собрались в квартире первого, причем эта встреча была намечена заранее, и все собравшиеся были Любимовым приглашены персонально».

В 1932 году Сергея Дмитриева перевели на должность начальника Вязниковского райотдела ОГПУ. Этот пост он занимал в течение двух лет. Его работа в Вязниках пришлась на пору массовых мероприятий по выявлению и изъятию драгоценных металлов и валюты у населения. Они нужны были Советскому правительству, прежде всего, для приобретения промышленного оборудования за рубежом. От этого зависели темпы индустриализации и выполнения пятилетних планов. Такие мероприятия упоминаются в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова (помните, на тему «Сдавайте валюту!»)

Как свидетельствуют архивные источники, 10 сентября 1932 года была объявлена благодарность и выдан в качестве поощрения месячный оклад начальнику Вязниковского райотделения Дмитриеву, который «отнесся с полным сознанием чекистского долга к выполнению порученного нам партией задания» [изъятию драгоценных металлов и валюты] и, проявив максимум личной инициативы и энергии, сумел выполнить контрольное задание «за 4 месяца ранее срока на 150 %. После этого, полученное повторное задание Вязниковским РО также успешно выполнено в течение 1 месяца с превышением на 120 %».
У кого именно и какими способами изымались в Вязниковском районе пресловутая валюта и драгметаллы точно неизвестно.

Во время службы в Вязниках Дмитриев получил такую официальную характеристику:
«Тов. Дмитриев старый чекист, выдержанный партиец и работник, весьма дисциплинированный и исполнительный. Политически развит, ориентируется в обстановке. Пользуется хорошим авторитетом среди товарищей. Работу знает, с агентурой работать может. Имеет административные способности, но работу больше строит на товарищеских взаимоотношениях и авторитете начальства. К недостаткам следует отнести некоторую медлительность в работе, которая им перекрывается усидчивостью. Ошибки признает, делает необходимые выводы».

В дальнейшем Дмитриев был переведен на работу в судебные органы (возможно, это связано с состоянием здоровья после многолетней напряженной службы в органах госбезопасности), был судьей в городе Иваново. Дальнейшая судьба старого чекиста остается неизвестной. Во всяком случае, документы об его дальнейшем жизненном пути пока не найдено…

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
09:10, 2.04.2024 0 комментариев
“Славный и любезный патриарх” российской изящной словесности / Краеведение

Нынешний 2024 год в России объявлен Годом Пушкина. 6 июня мы будем отмечать 225-летие Александра Сергеевича. В этой связи уместно вспомнить лиц, связанных с Вязниковским краем и лично знакомых с великим Пушкиным. Среди них — действительный тайный советник граф Дмитрий Иванович Хвостов — известный литератор, по жене — племянник великого Суворова, а по сословной принадлежности — потомственный дворянин Владимирской губернии.


09:03, 26.03.2024 0 комментариев
Про необитаемый остров, Гринева и Пушкина / Краеведение

Необитаемый остров можно встретить не только в море, но и в лесной глуши — на реке. На больших реках острова вовсе не редкость. Но и на маленьких речках тоже встречаются островки и целые острова, причем их площадь порой несопоставима с площадью водного зеркала.


Архив блога