К тому времени Владимир с округой относился к обширной Московской епархии, в составе которой находилось более 5000 церквей и 200 монастырей. В июне 1744 года Святейший Синод доложил императрице, что управлять столь обширным хозяйством одному архиерею «весьма невозможно».
Было решено учредить самостоятельную епархию с центром во Владимире на Клязьме. 27 июля 1744 года по новому стилю Елизавета Петровна восстановила Владимирскую епархию. Кандидатами на пост владимирского архиерея рассматривались архимандрит Московского Новоспасского монастыря Антоний и архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Платон. В марте 1745 года императрица остановила выбор на Платоне. Но сам он в епископы отнюдь не спешил.
Архимандрит Платон происходил из малороссийского дворянского рода Петрункевичей. Он родился в 1700 году в городке Сосницы под Черниговым и еще мирянином окончил Киевскую духовную академию. В начале 1730-х Петрункевич оказался в Коломне, где правящим архиереем был его земляк и дальний родственник Вениамин (Сахновский). Епископ Коломенский и Каширский Вениамин совершил постриг молодого дворянина в монашество, возведя в иеродиаконы и оставил при архиерейском доме, давая ответственные поручения.
Из Коломны Платона, благодаря образованию и связям, вытребовали в Петербург. В 1736-м он был определен законоучителем в Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Три года спустя иеродиакона Платона назначили сопровождать начальника артиллерии российской армии принца Людвига Гессен-Гомбургского и его супругу Анастасию Ивановну, урожденную княжну Трубецкую, в заграничном путешествии. Перед отъездом о. Платон был возведен в сан иеромонаха.
Знакомство с принцем, к которому благоволила императрица Елизавета, способствовало дальнейшей карьере иеромонаха Платона. В марте 1740-го Платон возвратился в Петербург и представил рекомендацию принца Гессен-Гомбургского о том, что «в должности своей и в наставлении слова Божия и в прочем понес труды немалые и во многих случаях оказывал себя к немалой чести и похвале достойным так, как то искуснейшей духовной особе надлежит».
В том же году иеромонах Платон был произведен в архимандрита в Севский Спасо-Преображенский монастырь (ныне Севск — райцентр Брянской области). В мае 1742-го архимандрита Платона перевели во Владимирский Рождественский монастырь с назначением членом Святейшего Синода. Но архимандрит Платон проводил в Петербурге куда больше времени, чем в своем монастыре. Доходы с владимирской обители он получал, а жить предпочитал в столице.
Нелепая ситуация, когда Владимирская епархия стала фактом, архиерей туда подобран, но хиротония постоянно откладывалась, продолжалась более трех лет. Лишь в марте 1748 года архимандрит Платон был-таки хиротонисан в епископа Владимирского и Яропольского. Ярополч был специально выбран императрицей Елизаветой в качестве второго титульного центра Владимирской епархии. Посвящение епископа Владимирского проводилось в большой церкви Зимнего дворца митрополитом Киевским, архиепископом Петербургским, епископами Псковским и Великоустюжским в присутствии императрицы Елизаветы, наследника престола цесаревича Петра Федоровича и его супруги великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II).
Хиротония мало что изменила. В епархию епископ Платон не спешил, оставаясь, как член Синода, в Петербурге — близ двора и высшей власти. И в последующие годы, выполняя обязанности члена Синода, епископ Платон мало проживал во Владимире, но каждое его посещение епархии сопровождалось значительными преобразованиями, а нередко и суровыми взысканиями. К тому же служить с Преосвященным Платоном было непросто. Он стремился отдать первые посты в епархии землякам-малороссиянам, идя даже на нарушение синодальных указов. Во Владимире большую роль играл некто Василий Лазаревич, земляк владыки, женившийся на племяннице епископа. Как писал секретарь епархии Иван Павлов, «помянутый Василий Лазаревич появился во Владимире в 1748 г., ходил он в казачьем платье с саблей, а потом принят был Платоном в служение». Фаворит и родственник архиерея, Лазаревич занимал должности «интенданта» в семинарии и в Экономическом правлении «по дому Его Преосвященства».
Первые значительные преобразования епископа Платона начались уже в 1749-м. Он, наконец-то посетил епархию и провел ее провел ревизию, в том числе крупнейших монастырей, и выявил беспорядки. Владыка отрешил 6 настоятелей и сменил всех членов духовной консистории. В августе 1749-го архиерей решил упразднить обветшавший Богородицкий монастырь во Владимире, а на его месте учредить семинарию. К началу 1750 года Владимирская семинария открылась, и первые 100 учеников приступили к занятиям.
Во Владимирском Рождественском монастыре епископ Платон возвел каменные палаты, существующие поныне, и двухэтажный корпус для семинарии. Недалеко от Владимира владыка устроил два загородных дома, а в Москве — архиерейское подворье на Лубянке и загородный дом.
В 1753 году владимирский архиерей переоблачил мощи покоящихся в Успенском соборе святых князей — Андрея Боголюбского, его сына Глеба и племянника Юрия Всеволодовича. Вскоре епископ Платон совершил новый объезд епархии, усмотрев множество «нужд и неустройств». Значительное число священников не имели ставленнических грамот, при некоторых церквях служить было некому. Преосвященный указывал, что «во многих, и едва не всех монастырях епархии, церкви от ветхости рушатся, многие стоят без верхов и крыш, без окошек и без крестов, загаженные свободно влетающими в них птицами».
Владыка заметил, что в храмах и домах прихожан встречаются старые иконы с двуперстным сложением креста. Обилием таких икон отличались села близ Юрьева-Польского и Ярополча. В начале 1755 года владыка повелел старые образа «переписать и переисправить всеконечно».
25 апреля 1754 года епископ Платон участвовал в торжественном молебне в честь годовщины коронации императрицы Елизаветы Петровны в Успенском соборе Москвы. Там он у него произошел конфликт с епископом Переяславским Амвросием (Зертис-Каменским), и императрица Елизавета велела Платону вернуться во Владимир. Но вскоре епископ Платон добился у императрицы прощения.
Одной из забот епископа стало состояние Боголюбского монастыря. Еще в 1722 году там упала и разрушилась древняя белокаменная церковь Рождества Богородицы. Восстановление святыни началось лишь при Платоне. К 1756-му строительство нового храма закончилось, и вскоре он был освящен Преосвященным. На следующий год в древнем монастыре приступили к восстановлению Андреевского храма на святых воротах. Также в 1756-м владыка Платон добился отпуска из казны средств на строительство каменного Троицкого собора и колокольни в Ярополче — ныне это один из важнейших памятников архитектуры в Вязниках.
К тому времени Преосвященный страдал каменной болезнью, ставшей причиной его смерти. В январе 1757-го он переехал в Москву. Но и московские врачи оказались бессильны. Епископ Владимирский и Яропольский Платон (Петрункевич) скончался в Москве 16 апреля 1757 года. По распоряжению Московской Синодальной конторы его тело было погребено в Крестовоздвиженском монастыре в Волоколамске. Но уже в декабре того же года по указу Синода останки владыки перевезли во Владимир и захоронили в Успенском кафедральном соборе.
Комментарии