Она родилась в трудовой семье в деревне Афанасьево. Родители Виктор Васильевич и Серафима Николаевна Спирины трудились на фабрике им. Розы Люксембург. Семья была работящая, но в то же время и музыкальная. Отец считался мастером на все руки, а в свободные минуты любил поиграть на гармони. Еще ему несли сломанные инструменты, и он, по образному слову поэта, «как врач над больным, наклонялся над хворой гармошкой». В доме в это время стоял запах кожи, клея, на столе были разложены лады и планки, так что девочка видела инструмент как бы изнутри. Кроме того, мама хорошо пела, а дед-фронтовик, прошедший войну от Москвы до Кёнигсберга, был непревзойденным плясуном. Застольные песни по праздникам, пляски под гармонь – вот такие музыкальные впечатления раннего детства. Но было и другое – классическая музыка, звучавшая из тарелки репродуктора: записанные трансляции опер и оперетт, балетная и симфоническая музыка – мир высокого искусства.
Вскоре Спирины справили новоселье в доме, построенном своими руками в д. Свистихино. Девочка стала посещать Железнодорожную школу, и в это же время возникло желание обучаться игре на аккордеоне. В среде подруг немного постарше остальных была Люба Каманина, уже ходившая в музыкальную школу, а от её отливавшего перламутром аккордеона фирмы «Березка» глаз нельзя было оторвать. И вот трое подруг: Марина Князева, Лидия Лебедева и она, Наталья Спирина, поступили в музыкальную школу в класс баяна и аккордеона. Это было в 1971 году, а через 5 лет все трое успешно окончили музыкальную школу на ул. Сергиевских. Учиться было интересно, Наталья Викторовна с благодарностью вспоминает своих наставников: Валерия Сергеевича Прохорова, Александра Федоровича Серова, а также преподавателя сольфеджио Надежду Васильевну Молькову, на занятиях которой всегда было интересно.
С приобретенным в школе багажом она решила идти дальше – поступать во Владимирское музыкальное училище. Этот бастион сдался не сразу – не хватило полбалла. Особо не расстроилась, вернулась назад, продолжила совершенствоваться в стенах родной школы, училась у А.Ф. Серова, играла в оркестре и на следующий год легко поступила. Начался новый этап, более сложный, требовавший самостоятельности и дисциплины, но было очень интересно, хотелось массу всего узнать, впитать в себя. И здесь на её пути тоже встретились хорошие преподаватели, в том числе Тамара Михайловна Кузьмина. Она вела класс аккордеона и дирижирования, и, по словам ее тогдашней ученицы, выпускала профессиональных дирижеров оркестров русских народных инструментов.
Сама Наталья Викторовна, еще будучи студенткой, принимала участие в конкурсах дирижеров. Ей очень нравилось управлять оркестром, она быстро запоминала голоса. На первом таком конкурсе она дирижировала редко исполняемую вторую симфонию Бетховена, оркестр училища был удостоен тогда диплома лауреата 1 степени. В дальнейшем с тем же коллективом она исполняла концерт Репникова и романс Свиридова из «Метели». Так что и училище дало нашей землячке многое в плане профессионализма. Окончив его, она вернулась в Вязники.
Конечно, хотелось преподавать в родной школе, но тогда не оказалось места, и она год проработала концертмейстером в РДК. Как раз в это время Наталья встретила главного человека своей жизни Дмитрия Капитанова и вышла за него замуж. «Была Спирина, а стала Капитанова», — улыбается Наталья Викторовна. Брак оказался счастливым, они с мужем совпали, как две половинки целого.
Но вот и место в музыкальной школе освободилось. Для Натальи Викторовны Капитановой началась трудная, но интересная работа с детьми: она взяла класс аккордеона, стала обучать ребят игре на своем любимом музыкальном инструменте. Расцвет его популярности, по словам преподавателя, приходился на 60-70-е годы прошлого века, но и в 80-х шли охотно и на баян, и на аккордеон. Без улыбки нельзя слушать, как девочкам нравились отливающие перламутром кнопочки аккордеона, да и сам вид инструмента. Наполняемость классов была большой – свыше 15 человек. Дети все разные, кто-то, увы, отсеивался, зато с талантливыми, способными учениками было очень интересно работать. Шли, как всегда, от простого к сложному. Юные музыканты росли, молодой преподаватель набирался опыта.
Особенно запомнились те, кто схватывал всё налету, с кем легко было работать, например, Кирилл Решетов: «Очень способный, — говорит Наталья Викторовна, — выполнял все задания». Вместе они ездили на различные конкурсы. Здесь же можно назвать и Егора Щербакова, Алексея Кудряшова. Особенно поражал один из лучших её учеников Дмитрий Павлов. «Космическая техника. Сгусток энергии!», — лаконично отзывается она о воспитаннике сегодня. Талантливые ребята, они выбрали в жизни другие пути, но вряд ли уроки музыки Н.В. Капитановой пройдут для них бесследно. А вот три ее воспитанницы — Елена Колесова, Татьяна Петруша и Наталья Егорова — пошли прямо-таки по стопам своего преподавателя, поступив в Областной музыкальный колледж.
Сейчас популярность инструмента не такая «громкая», и учеников стало меньше, но и среди них преподавателю есть кем гордиться. В этой связи хочется назвать имена Ивана Климова и Булата Ильясова (уже имена!), возможность заниматься с которыми Наталья Викторовна считает «подарком судьбы». Они и в общеобразовательной школе отлично успевают, оба со 2 класса занимаются дополнительно на фортепиано. Участвуя в различных фестивалях и конкурсах, как дуэтом, так и соло, они собрали уже богатый урожай дипломов победителей и лауреатов таких общероссийских музыкальных форумов, как «Русская метелица», «Колыбель России». Покорили сцены Владимира, Иванова и Суздаля. Сама Наталья Викторовна не раз получала Благодарственные письма как педагог этих юных дарований. Радуют они своими номерами и земляков, выступая то в Доме здоровья, то в Вязниковском историко-художественном музее и, конечно, на отчетных концертах ДШИ им. Л.И. Ошанина.
А еще они играют в оркестре баянистов и аккордеонистов «Сувенир» под управлением своего наставника. Когда-то им руководил Л.И. Сыров. «С Леонидом Ивановичем было хорошо работать, — вспоминает Наталья Викторовна, — как за каменной стеной. Он был самый опытный, к тому же умный, интеллигентный». В 2004 году маэстро, уходя на заслуженный отдых, передал дирижерскую эстафету Н.В. Капитановой, которая руководит оркестром поныне. «В коллективе играть интереснее, — убеждена героиня этого материала. – Кроме того, не каждый по складу характера может самостоятельно выйти и играть со сцены. В оркестре же музыканты развиваются, как исполнители перед большой аудиторией, приобретают определенные навыки. Потом живое общение тоже многое значит».
Важную роль играет и репертуар. «Детям очень нравится, например, играть гимн России Александрова, — говорит она. — С удовольствием играют виртуозные пьесы». В подготовке очередного выступления наставник большое внимание уделяет партиям инструментов: «Оркестр должен звучать слаженно – это главное. Важно также передать характер музыки, очень многое зависит и от артикуляции – звукоизвлечения. В литературе рифма, у нас – подача звука». Что ж, и опытные музыканты со стажем, и юные участники коллектива «звучат», надо полагать, под управлением своего дирижера слаженно, коль скоро оркестр русских народных инструментов ДШИ ми. Л.И. Ошанина становится лауреатом областных конкурсов и во Владимире, и в Судогде.
У мягкой, добросердечной Натальи Викторовны не может не быть гармонии и в её семейной жизни. Вместе с мужем Дмитрием Александровичем они вырастили и воспитали дочь Анну. Девушка в свое время окончила хореографическое отделение школы искусств по классу Татьяны Александровны Бабенко и класс фортепиано Марии Владимировны Дмитриевской, затем хореографический факультет института славянской культуры при Академии им. А.Н. Косыгина. Сейчас живет и работает в Москве. Вместе с мужем любят выезжать на природу, например, в лес за грибами, во время отпуска посещают его малую родину под Калугой, наслаждаются красотой тех мест к тому же со славным историческим прошлым: Малоярославец, Юхнов.
Наталья Викторовна — человек тонкого душевного склада, музыкант по всей своей глубинной сути. Она любит и русскую народную песню, настоящую, не ширпотреб, которого сейчас предостаточно. И все-таки предпочтение отдает высокой классике. В числе почитаемых композиторов — Вивальди и, конечно, Бах с его органными фугами и токкатами. А выбранный ей еще в детстве и ставший любимым инструментом на всю жизнь аккордеон, разве не орган в миниатюре с его мехами, клавишами и регистрами – духовой, даже скорее духовный инструмент, дающий ключ к мировой музыкальной сокровищнице.
Комментарии