У этого конкурса, проходящего в канун очередного нового года, какой-то особенный колорит предощущения праздника. Его создает и украшенная елочка в уютной 205-й аудитории, на сцене рядом с большим черным роялем. Но прежде, чем сесть за инструмент, конкурсанту надо поучаствовать в жеребьевке. Это дело серьезное, но и тут всегда находится повод улыбнуться, особенно когда кому-то достается первый номер. Кто-то на это вообще не обращает внимания, а другой, хоть и хорошо подготовленный, может не справиться с волнением, допустить помарку, и тому есть свежие примеры.
Когда порядок выступления участников был определен, ведущая конкурса Ирина Котова назвала первого выступавшего в младшей возрастной категории и исполняемые произведения, жюри обратилось в абсолютный слух, и волшебные клавиши зазвучали.
Самой многочисленной была младшая группа. Она включала 10 участников. Все выступили хорошо, а некоторые так и очень хорошо, о чем говорили выставленные членами жюри баллы, сумма которых давала конечный итог. Когда подсчеты были произведены, оказалось, что в младшей группе лауреатами 1 степени стали следующие исполнители: Иван Зезюля (Вязники, преподаватель Борис Селиверстович Абанин); Мария Юрова (г. Дзержинск, преподаватель Татьяна Валентиновна Пахомова) и две воспитанницы Анны Евгеньевны Кокориной: Владислава Шамшина (г. Владимир) и Татьяна Ефремова (п. Ставрово). Дипломом 2 степени награждена Екатерина Корнеева (г. Дзержинск, преподаватель Т.В. Пахомова). Трое конкурсантов стали лауреатами 3 степени. Среди них и самая юная участница Мария Клыкова (п. Мстера, преподаватель Инна Геннадьевна Агарская), а также две гороховчанки: Варвара Червякова (преподаватель Марина Владимировна Лисина) и Валерия Барышникова (преподаватель Майя Александровна Горшкова).
В средней возрастной группе и произведения были посложнее, и выступления конкурсантов продолжительнее. Воспитанник Б.С. Абанина Дмитрий Спасов блестяще исполнил «Алеманду из Сюиты ре минор» Георга Фридриха Генделя, «1-ю часть Сонаты-партиты до мажор» Йозефа Гайдна, а особенно убедительно «Шествие гномов» из музыки Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», перемежая по ходу пьесы мощное форте с мягким до нежности пиано. Он стал абсолютным лидером конкурса с самым высоким средним баллом и лауреатом 1 степени. Диплом лауреата 2 степени завоевала его однокашница по ДШИ им. Л.И. Ошанина Полина Алишина, воспитанница Натальи Николаевны Макушиной. Лауреатом 3 степени стала Елизавета Кликич (п. Никологоры, преподаватель Ирина Александровна Захарова).
И, наконец, еще один ученик Н.Н. Макушиной Александр Григорьев был вне конкуренции в старшей группе. Он на высоком уровне исполнил свою конкурсную программу, в которой прозвучали «Трехголосая инвенция соль мажор» Иоганна Себастьяна Баха, «Соната ре мажор» Йозефа Гайдна и «Пьеса фантазия» Сергея Васильевича Рахманинова.
У конкурса официально нет приза зрительских симпатий, но он его все-таки подразумевает, а кроме того, допускает некое волшебство, поскольку проходит он в канун Нового года. Оно случилось с автором этих строк. Я прилежно слушал выступление участников младшей группы, один вид которых умилял: девочки в светлых платьицах, мальчики в аккуратных костюмчиках. Играли все хорошо, но я не пианист, да и вообще не музыкант, и техническую сторону оценивать не берусь, только – эмоциональную. Мое эстетическое чувство хоть и не дремало и было начеку, но пока его ничто не тревожило: звучали красивые мелодии, детки хорошо подготовились, прекрасно справлялись и с Бахом, и с Глюком, и с другими композиторами, вернее с их сочинениями. И вдруг во время выступления девочки под седьмым номером у меня внутри как будто прорвало какую-то плотину, чувства хлынули неудержимым потоком, даже слезы выступили на глазах. Это была Таня Ефремова, ученица 2 класса ДШИ п. Ставрово. Вроде бы играла все, что и другие: «Маленькую прелюдию» И.С. Баха, «Сонатину ля минор» Й. Бенда и «Вальс» В.И. Ребикова. Но как она это играла! Как ей удалось, говоря словами Булата Окуджавы, «соорудить из души моей костер», да так, что, даже слушая и дальнейшие выступления, стоило вспомнить ее игру — возвращалось то же эмоциональное состояние, уже не такое сильное, но все же. Единственное, чего я опасался, что эмоции-то эмоциями, а техническую сторону может только компетентное жюри оценить. Однако мои страхи были напрасными. На разборе полетов за чашкой чая я услышал высокие оценки, полученные талантливой исполнительницей. Было радостно и за нее, и за то, что эстетическое чувство меня не подвело. Но в чем волшебство? В манере звукоизвлечения? Как ей удалось открыть и показать слушателям живую музыкальную душу произведения. Мне довелось тут же, в непринужденной обстановке, переговорить с ее преподавателем Анной Евгеньевной Кокориной, которая своим пониманием игры на фортепиано, пианистической школой, по ее же словам, обязана Борису Селиверстовичу Абанину, своему бывшему преподавателю. Позже я узнал, что она принадлежит к замечательной плеяде выпускниц нашей школы искусств, таких как Елена Павлова и Светлана Сибирцева, воспитанниц того же преподавателя. Воистину ничто не берется ниоткуда и не исчезает бесследно.
Комментарии