16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:13, 14.02.2023

СОКРОВИЩА ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ ПЕРЕНОЧЕВАЛИ В ВЯЗНИКАХ

/ Краеведение

Оружейная палата в Московском Кремле — один из лучших музеев мира. Там собраны копившиеся веками сокровища русских царей: драгоценное оружие и посуда, парадные кареты и коронационные платья, старинные книги и иконы в дорогих окладах, золото, серебро, драгоценные камни, редкие ткани.

Самими ценными экспонатами являются государственные регалии Российской империи — короны, включая древнюю Шапку Мономаха, скипетры, державы и даже царские троны. Во время Отечественной войны 1812 года эта бесценная коллекция едва не стала трофеем французов, но почти в последний момент была вывезена благодаря самоотверженным действиям сотрудников. И мало кто знает, что проездом часть сокровищ Оружейной палаты побывала в Вязниках, а во Владимире и вовсе хранилась более пяти месяцев. Правда, и вязниковцы, и владимирцы, исключая лишь владимирского губернатора, узнали об этом лишь после того, как собрание Оружейной палаты возвратилось обратно в Москву. Секретность соблюдалась на высшем уровне! Тем не менее, «владимирский период» в истории этого уникального учреждения остается яркой и незабываемой страницей.

Главная заслуга в том, что ценности Оружейной палаты не попали в руки французов, принадлежит главноначальствующему Кремлевской экспедицией (ведавшей содержанием Кремля) и Оружейной палатой действительному тайному советнику Петру Степановичу Валуеву. Он увлекался историей и археологией, что было редкостью для чиновника столь высокого ранга. В обстановке массового бегства из Москвы, отъезда различных учреждений, при неразберихе, а, подчас, и хаосе, лишь огромная энергия и авторитет Валуева, имевшего высокий чин и связи при дворе, позволили «выбить» достаточное количество подвод и экипажей для эвакуации драгоценного собрания, а также обеспечить сопровождение обоза специалистами и охраной. Опасаясь, что авангард Наполеона может догнать медленно ползущие тяжелогруженые повозки, Валуев распорядился отправить ценности водным путем.

23 августа 1812 года в обстановке секретности сокровища Оружейной палаты были вывезены из Кремля. Всего в состав «бриллиантового обоза» входило более 150 телег, повозок и карет, которые сопровождали два десятка сотрудников и конвой тоже примерно из 20 солдат при одном офицере. На каждой телеге имелось деревянное изображение государственного герба — двуглавого орла, знак того, что обоз — казенный. Всем чиновникам и военным объявлялось, что обоз везет военную амуницию.
Непосредственно руководил эвакуацией и являлся старшим этого необычного каравана заместитель Валуева действительный статский советник Иван Петрович Поливанов, бывший гвардейский офицер, дворянин Владимирской губернии. Поливанов был женат на Екатерине Чирковой — родной сестре супруги известного поэта-партизана Дениса Давыдова. Чирковы владели имениями во Владимирской губернии на реке Клязьме между Ковровом и Мстерой.

Обоз добрался до Коломны, где сотни ящиков перегрузили на барку, которая двинулась вниз по течению Оки. В Муроме Поливанов сделал продолжительную остановку, ожидая более подходящее судно для дальнейшего следования по становящейся все шире и полноводнее реке. Лишь почти месяц спустя после отправки из Москвы, сокровища Оружейной палаты доставили в Нижний Новгород. П.С.Валуев имел приказ отправить ценности, сотрудников и архивы еще дальше — в Казань, но Петр Степанович счел, что слишком далеко ездить нет нужды.

По его распоряжению ящики с утварью Оружейной палаты оставили в Нижнем. Сам Валуев, при котором находились самые ценные вещи небольшого размера, в том числе бриллиантовые украшения, вместе со своей свитой и чиновниками в конце второй декады сентября 1812 года прибыл во Владимир, где решил обосноваться для более оперативной связи с русской армией. Сохранилось его письмо владимирскому губернатору Авдию Супоневу с просьбой отыскать в переполненном беженцами Владимире дом под канцелярию Оружейной палаты и квартиру ее начальника. При этом, как светский человек, Валуев извинился перед Супоневым, что отвлекает его от других насущных дел.

Разумеется, просьбу столь важного сановника губернатор исполнил. Кроме того, своим распоряжением Валуев отправил подчиненную ему Кремлевскую экспедицию вместе с ценнейшими кремлевскими архивами и частью драгоценной дворцовой в Ковров.

Впрочем, в качестве варианта размещения рассматривались и Вязники, но в итоге Валуев остановился на Коврове.

«Будучи отдален от всяких доходящих известий, по слухам верным и неверным, решился оставить в Коврове Кремлевскую экспедицию впредь до моего предписания», — уведомил Валуев 17 сентября 1812 года владимирского губернатора Супонева. Там же он приказал остаться и многочисленной прислуге московских царских дворцов, бежавшей из первопрестольной. В письме к статс-секретарю и обер-прокурору Святейшего Синода князю Александру Голицыну от 27 сентября Валуев пояснял, что Ковров для размещения десятков чиновников и сотен лакеев он избрал потому, что там «нужные для пропитания припасы гораздо дешевле губернских городов».

Ещё одной из причин, почему Валуев задержал подчиненных во Владимирской губернии, было его стремление как можно скорее после изгнания французов из Москвы вернуться обратно в Кремль и начать приводить его в порядок. А в победу русского оружия Валуев и Поливанов верили безоговорочно. Сразу же после того, как Наполеон с армией покинул Москву, Валуев попросил командующего владимирским ополчением генерал-лейтенанта князя Бориса Голицына, полки которого вошли в сгоревшую столицу, выставить караулы для охраны разоренного врагом Кремля. 31 октября 1812 года Голицын сообщил Валуеву, что «требованный Вами караул в числе 24 человек рядовых при одном уряднике для хранения дворцовых вещей и разных материалов предписал нарядить». Позже Валуев наладил взаимодействие и с первым комендантом освобожденной Москвы Григорием Спиридовым — командиром одного из пеших казачьих полков Владимирского ополчения.

Так как помещения в Нижнем Новгороде, в которых все это время сберегались сокровища Оружейной палаты, не внушали доверия Валуеву, он еще в начале декабря 1812 года отправил И.Поливанову распоряжение о перевозке всех ценностей во Владимир — на этот раз уже сухим путем. Однако из-за нехватки лошадей обоз с царскими регалиями и прочей бесценной утварью под командой Поливанова двинулся в сторону Владимира лишь 23 января 1813 года. 27 января он прибыл в Вязники, где сокровища Оружейной палаты оставались с вечера до утра следующего дня. 30 января секретный обоз прибыл во Владимир. Вскоре Валуев докладывал статс-секретарю князю Александру Голицыну о том, что «сокровища… Оружейной палаты перевезены по предписанию моему из Нижнего по причине тамошней дешевизны во Владимир и помещены губернатором в кладовые со сводами гораздо лучше и благонадежнее тех, каковы были отведены в Нижнем».

Несмотря на победоносное окончание Отечественной войны и изгнание разгромленной «Великой армии» Наполеона из России, возвращение коллекций Оружейной палаты в Москву задержалось еще на несколько месяцев. Здание палаты в Московском Кремле, хотя и не пострадало от пожара, нуждалось в серьезном ремонте. В условиях нехватки самого необходимого выполнить его было непросто. Валуев, как мог, торопил ход работ, но все равно ящики с уникальным содержимым оставались во Владимире с 30 января по 11 июня 1813 года. Всего же 132 дня бесценные сокровища находились на берегах Клязьмы, но никто из владимирцев и помыслить не мог, какая именно «воинская амуниция» хранилась в опечатанных амбарах под охраной неразговорчивых часовых.

Лишь 11 июня все тот же огромный обоз под командой бессменного хранителя регалий Ивана Поливанова покинул гостеприимный Владимир и отправился в Москву. 18 июня драгоценности вернулись в Кремль. Все участники спасения ценностей Оружейной палаты, включая рядовых служителей, были награждены. Не получил награды лишь Петр Валуев. Тревоги и волнения подорвали здоровье человека, сохранившего для потомков бесценные реликвии, и вскоре после возвращения в Москву он скончался в возрасте 70 лет, а посмертно в царской России не награждали.

На иллюстрациях:
1. Здание Оружейной палаты в Московском Кремле перед началом Отечественной войны 1812 года


2. Пожар Москвы в 1812 году


3. Петр Степанович Валуев


4. Иван Петрович Поливанов


5. Примерно таким же обозом эвакуировались ценности Оружейной палаты


6. Авдий Николаевич Супонев — владимирский губернатор в 1812-1817 гг.


7. Оружейная палата после восстановления в первой трети XIX века


8. Нынешняя уникальная экспозиция Оружейной палаты была бы невозможна без мужества и трудов ее сотрудников 1812 года

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
16:00, 23.04.2024 0 комментариев
Сибирский размах вязниковских крестьян Бобковых / Краеведение

Вязниковский край дал России немало купеческих династий, которые получили известность в различных уголках великой страны — вплоть до отдаленной Сибири. Среди "вязниковских сибиряков" оказались и купцы Бобковы — выходцы из "экономических" крестьян Вязниковского уезда.


09:10, 2.04.2024 0 комментариев
“Славный и любезный патриарх” российской изящной словесности / Краеведение

Нынешний 2024 год в России объявлен Годом Пушкина. 6 июня мы будем отмечать 225-летие Александра Сергеевича. В этой связи уместно вспомнить лиц, связанных с Вязниковским краем и лично знакомых с великим Пушкиным. Среди них — действительный тайный советник граф Дмитрий Иванович Хвостов — известный литератор, по жене — племянник великого Суворова, а по сословной принадлежности — потомственный дворянин Владимирской губернии.


Архив блога