О них пишет сам Петр Федорович в своей биографии: «Война ворвалась в нашу деревню в праздничное воскресенье, в престольный праздник, подобно грому. Народ с улицы как ветром сдуло, замолкли гармошки, а с ними и песни, и пляски. Их сменил плач матерей, жен, детей тех, кого провожали на войну. Уже первым встретил вражеский натиск старший брат Алексей, который служил на границе, был призван на фронт отец».
Об отце, Фёдоре Егоровиче, сохранилось мало сведений. Известно, что он участвовал в Сталинградской битве, был тяжело ранен и пропал без вести. А вот о том, как сражался Алексей Баделин, сохранились письменные свидетельства в книге политрука артполка, в котором он служил, Николая Ивановича Москвина «Партизанскими тропами». Танки врага артиллеристы встретили огнем своих пушек: «Первую машину врага подбил наводчик Алексей Баделин. Снаряд угодил в башню и снес её с корпуса…». Бой продолжался, и вот уже другой танк надвигался на орудие: «С расстояния каких-нибудь пятидесяти метров – почти в упор – Баделин выстрелил. Танк окутался дымом и замер».
Отец и брат бились с врагом на фронте, и 16-летний Петр Баделин стал за старшего в большой крестьянской семье: «Так закончилось мое детство, а разом и юность, — пишет он в своей биографии. – Работали от зари до зари. Мужчин в деревне почти не осталось. Все легло на слабые плечи женщин, детей, стариков». Осенью он вместе с другими студентами Вязниковского льнотехникума был отправлен на трудовой фронт – строить оборонительные рубежи на подступах к Москве. В марте, когда ему еще не было 18 лет, его, как комсомольца-добровольца, призвали в армию. Вначале было зенитно-артиллерийское училище, но окончить его не удалось: курсанты участвовали в охране неба над столицей, а потом Петр попал в только что сформированный 728-й отдельный истребительный дивизион, который был сразу отправлен на фронт.
А в это время старший брат Алексей уже сражался в партизанском подразделении, которым командовал С.В. Гришин, впоследствие Герой Советского Союза. На страницах все той же книги Н.И. Москвина мы не раз встречаем упоминания о нем: «В оперативных сводках, рассылаемых по всем разбросанным по трем районам подразделениям, все чаще и чаще упоминались имена лихих партизан Зайцева и Фаязова, подрывников Майорова и Степанова, пулеметчика Алексея Баделина и многих других бесстрашных патриотов». Или: «В непрерывных боях, которые вел батальон, прославились своим бесстрашием многие партизаны. Среди них были пулеметчики Тит Бобров и Алексей Баделин – люди стоического спокойствия, упорные в достижении цели и храбрые до самозабвения».
Летом 1943 года артдивизион, в котором служил Петр Баделин, принимал участие в крупнейшем сражении Великой Отечественной войны – Курской битве. Вот как он сам об этом вспоминает: «Очень горячие бои разгорелись на станции Поныри, которая в ходе сражений 6 раз переходила из рук в руки. Здесь враг бросил в бой новейшие танки «Тигры» и «Пантеры», самоходные орудия «Фердинанд». Уже после войны, вспоминая те бои, Петр Федорович напишет в одном из своих стихотворений:
Шли, расстилая чёрное пламя,
Танки с фашистским крестом.
Смерть грохотала над Понырями,
Выла над мирным селом.
«Наши танкисты, — пишет дальше ветеран, — преградили им путь, сходились лоб в лоб, таранили, расстреливали их в упор, а нередко горели с ними одним пламенем. Мы, артиллеристы-противотанкисты, как могли, помогали им. Поныри к концу недели были нашими».
Потерпев сокрушительное поражение на Курской дуге, фашисты ожесточились до предела. Тяжелейшие дни настали для партизан: 17 октября был последним днем, назначенным Гитлером для полного уничтожения партизан, и народные мстители об этом знали: «Если бы я сказал, что настроение у людей было бодрое, — пишет Н.И. Москвин в своей книге, — это было бы ложью. Никто, правда, не жаловался, но и былой уверенности в лицах я не мог прочитать». Здесь сказывались и нехватка боеприпасов, и голод (ели сырое конское мясо), и беспрерывные бои. «Выслушав обращение командира полка к партизанам, пулеметчик Баделин сказал:
— Передайте Гришину, пусть радирует Родине, что если мы сегодня умрем, то умрем честно. Я до последнего патрона, до последнего вздоха буду уничтожать гадов. Пусть передадут на большую землю, что скорее мы умрем, чем живыми дадимся врагу. Клянемся, ребята?
Он посмотрел на товарищей, и они повторили
— Клянемся!».
Слова этой клятвы стали последними, которые автор книги услышал из уст нашего земляка. Он погиб с 17 на 18 октября 1943 года, окончив свою жизнь на бруствере немецкого окопа. «Рядовой труженик войны, мы не забудем тебя до последних дней своих. Если мне суждено дожить до радостных дней победы и воспитать сына, я ничего не хотел бы большего, чтобы душа его была подобна твоей. Пусть только никогда больше не повторится то, что пережили с тобой мы», — записал тогда в своем блокноте Н.И Москвин.
Так погиб старший брат Алексей. Средний брат Петр продолжал сражаться, но теперь уже в качестве танкиста, после того как их дивизион прошел переформировку. А тем временем в армию призвали и младшего брата Александра – он попал в кавалерию. Так бы и воевал конником, но тут случилось редкое на войне чудо – братья встретились на фронтовых дорогах, в Белоруссии. Им очень не хотелось расставаться. Петр упросил командира взять брата в их дивизион, и тот стал воевать автоматчиком на броне его самоходки. В каждом бою более старший брат переживал за младшего, но уцелели оба, и День Победы встретили в Берлине.
«Когда нам объявили 9 мая что Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции, нас словно чем-то оглушили, все сначала молчали. Может быть, кто-то вспоминал горечь отступления в начале войны, кто-то перебирал в памяти всех погибших товарищей и близких, кому-то заново представились все страдания, перенесенные в медсанбатах и госпиталях. Придя в себя, все кинулись качать командиров, объявивших о победе, кричали: «Ура! Живы! Победа! Конец войне!». На обветренных лицах у многих были слезы».
После войны Петр Федорович вернулся на малую родину, в деревню Паустово, женился. Супруга Юлия Ивановна работала учительницей, а потом многие годы директором Паустовской средней школы. Сам ветеран продолжительное время возглавлял совхоз «Октябрьский». Вместе они воспитал дочь Валентину и сына Алексея. И каждый раз 9 Мая, в светлый праздник Победы, в которую семья Баделиных внесла свой весомый вклад, во время торжеств в центре деревни супруги Баделины традиционно исполняли вальс.
Петр Федорович немного не дожил до своего 90-летия. Его дом, отмеченный красной звездочкой, большой тенистый сад с посаженными его рукой фруктовыми деревьями находится сейчас под присмотром дочери Валентины Петровны. Память о фронтовике чтят односельчане и все, кто знал его лично.
Комментарии