Российский национальный автоспорт берёт своё начало с 1898 года, когда впервые на старт вышли энтузиасты «гонки моторов». А отечественный приоритет в истории возникновения ралли принадлежит пробегу 14-18 августа 1909 года по маршруту Петербург-Рига-Петербург протяженностью 1177 км. Его организатором были Санкт-Петербургский автомобильный клуб при поддержке Российского автомобильного общества и Балтийского клуба автомобилистов. После его финиша началось активное закрепление полученного опыта, единичные индивидуальные участия в зарубежных стартах, освоение подготовки техники. Испытание спортивных образцов автомобилей не прервали ни Первая мировая война, ни революционные события февраля-октября 1917 года, ни отражение интервенции вторгшихся в российские просторы армий 14-ти государств (по сути — Вторая Отечественная война, которую, словно в насмешку, кто-то обозвал войной гражданской).
В двадцатых годах ХХ века начался период спортивных, испытательных и агитационных автопробегов. Особенно часто они стали проводиться после 1932 года, когда у страны появилась собственная автомобильная промышленность. И отличием наших автопробегов от гонок различного формата стало то, что мероприятие считалось успешным лишь в том случае, если финишировало при полном составе участников. То есть — ты можешь стать лучшим, стать победителем, но признан таковым не будешь, если хоть кто-то из соперников по разным причинам не достиг финиша. Это кардинально переформатировало сознание, меняло сам дух соревнований. И у наших соотечественников считалось непререкаемой нормой. Некоторым иностранцам такой формат тоже понравился, и они стали считать обязательным прокладывать свои маршруты так, чтобы они проходили через СССР. К 1936 году мировая автомобильная пресса именовала Москву не иначе как «столицей автопробегов».
К этому же времени в нашей стране были созданы первые образцы специальных гоночных, спортивных и рекордных автомобилей. Увы, скорбная дата 22 июня 1941 года перечеркнула столь стремительное развитие. Но наработки, сделанные советскими инженерами в области автомобильного спорта и спортивных технологий, пригодились и в боевых условиях. Высокофорсированные моторы, что были созданы для гоночных болидов, стали устанавливать на лёгкие бомбардировщики У-2 (По-2) и Р-5, а также на лёгкие танки Т-60 и Т-70.
Первыми послевоенными гонщиками стали солдаты-победители, что прошли дорогами самой кровопролитной в истории человечества войны и подняли флаг державы над столицей поверженного врага. И страна, гордая своей Великой Победой, добавляла к этой славе гордость за гоночные достижения. Дело возрождения национального автомобильного спорта (как и многих других видов спорта) взял на себя генерал-лейтенант ВВС Василий Сталин.
Первоначально главными послевоенными дисциплинами в области автоспорта стали заезды на рекорд скорости и параллельные гонки, позднее плавно переродившиеся в гонки шоссейно-кольцевые. А 8 июля 1955 года с Дворцовой площади Ленинграда стартовало первое советское ралли. Маршрут составил 2300 километров. Гонка проходила через Таллин, Тарту, Ригу, Вильнюс, Минск, Смоленск и финишировала 14 июля в Москве. Первым победителем первого советского ралли стал учитель физкультуры ленинградской школы Евгений Ионайтес. В первом полноформатном ралли страны почти все экипажи шли на «Победах» и личных “Москвичах». Почти все гонщики и судьи — в кепках, армейских сапогах и даже в шинелях. И никто из участников не думал, что навсегда войдет в историю страны, даже Ионайтес…
С их лёгкой руки ралли — соревнования на регулярность движения, прочно обосновались в спортивном календаре страны, а, начиная с 1958 года, стал регулярно проводиться чемпионат Советского Союза.
Именно в многодневных ралли проявился тот особый стиль, что ещё в довоенные годы начал отличать отечественные команды от зарубежных соперников. Главной задачей наших гонщиков везде и всегда был командный результат, в то время как иностранцы делали упор на личную победу. Для наших было нормой сделать всё, чтобы быть в высших строках командного зачёта, оставляя без внимания зачёт индивидуальный. Вот что писала в 1970 году лондонская газета «Дейли Миррор» во время марафонского трансконтинентального ралли «Лондон — Мехико» (дистанция 26 000 км): «…Русские лишний раз доказывают, что они являются самой дружной командой. Они не стремятся обогнать друг друга и выиграть какой-либо приз, хотя возможности для этого у них есть. Они всегда готовы помочь друг другу, и, вероятно, их главная цель — дойти до конца марафона, не потеряв никого из своих… Судьбу приза в национальном зачете решают только две команды — финны и русские. В этом плане англичане и французы уже проиграли гонку…».
С тех пор прошло уже не одно десятилетие, но командный дух, заложенный в традиции гонок основателями национального автоспорта, продолжает быть главным фактором наших побед. Дойти до финиша не потеряв ни одного своего экипажа — это было, есть и будет главной задачей национальных команд. А если на победном подиуме самых престижных гонок планеты будет не один, а два, а то и три наших экипажа (было такое, было!!!), то это уже триумф. И если на рубеже ХХ и XXI веков за спортивную честь Отечества на маршрутах международных ралли сражалась лишь одна наша великолепная команда «КАМАЗ-мастер», то сейчас наших почитателей автоспорта дополнительно радуют российские коллективы «ГАЗ Рейд Спорт», «URAL MOTOR SPORT», «УАЗ Спорт» и белорусский «МАЗ-СПОРТ авто».
Фото из архива автора.
Комментарии