Все началось на бивуаке, между финишем первого и стартом второго этапа международного ралли-рейда Transorientale 2008. Был четверг, 12 июня, страна праздновала День России. Четыре дня выходных! Но только не для гоночных команд, участвующих в гонке, проводимой в рамках Олимпийских игр в Пекине. Внедорожный ралли-рейд стартовал прошлым вечером в Санкт-Петербурге, и закончиться должен на церемонии открытия Олимпиады.
На скоростном спецучастке «Луга» у одного из «КАМАЗов» срезало ремень ограничителя хода подвески. С такой простой, но каверзной поломкой команда «КАМАЗ-мастер» ранее не сталкивалась. Для восстановления поврежденной резьбы понадобился метчик на 17. Редкий метчик, метрический, с шагом в 2 миллиметра. В российском автопроме такие не применяются. Через пару дней, в Татарстане, можно будет найти все, что пожелаешь. А сейчас… Впереди 450 километров лиазона до Нижегородской области и труднейший спецучасток «Золино» с множеством трамплинов и скоростных поворотов. Не будет ограничителя хода подвески – не будет скорости у одного из «КАМАЗов». И кто гарантирует, что у других машин не случится такой же неисправности. Неужели придется сдерживать скорость боевых экипажей и на время отказаться от борьбы за победу?
Задача, поставленная руководителем команды, гласила – «К нижегородскому спецучастку гарантированная боеспособность всех машин должна быть обеспечена».
Часы пробили полночь. Начиналась пятница, 13 июня. В России продолжались праздничные совмещенные выходные. Журналистский «Максус» «ночевал» бок о бок с гоночными «КАМАЗами». Сами «злодеи пера и фотоаппарата» бодрствовали уже вторую ночь, решая собственные профессиональные задачи. Они видели, что в команде что-то идет не так, но еще не догадывались, какую роль им предстоит сыграть в событиях наступающего дня.
-Парни, выручайте, – обратился к журналистам Василий Михайлович Квачев – тренер команды. – До старта спецучастка нам необходимо добыть метчик 17х2 мм. Любые условия – подходят.
Это была просьба. Всего лишь просьба. Но за годы работы с камазовской командой журналисты не просто сдружились с ней – они стали частью этой команды. Им была поставлена задача, и её следовало выполнять.
«Телефонная атака» началась в 4 часа утра. Обзванивались все знакомые в Нижнем Новгороде, Вязниках, Владимире, имевшие хоть какое-то отношение к металлорежущему инструменту.
Владимира Рудометова телефонный звонок поднял в 4:15.
-Да где я вам найду такой метчик? – изумился он – Это же дефицит. Тем более что все магазины и мастерские закрыты.
Но задача была поставлена, и он начал её выполнять. Где и как в это утро он встретился с Александром Егоровым, нам доподлинно неизвестно…
Но начать поиски, это совсем не значит, что эти поиски обязательно увенчаются успехом. Нужна подстраховка. И, успев отснять старт первых экипажей, журналистский отряд специального назначения устремился им в погоню, предприняв отчаянный 450-километровый марш-бросок к Нижнему Новгороду. Идея была простой – в случае неудачи помощников на местах прибыть в приволжскую столицу раньше участников ралли, найти в зонах отдыха болельщиков команды, работающих в сервисных центрах импортных грузовиков, и всеми правдами и неправдами добыть заветный метчик.
И степенный журналистский «Максус» превратился в «безумного Макса». Педаль акселератора уперлась в пол кабины, стрелка спидометра легла на правый ограничитель, показания тахометра ушли в запретную красную зону, пейзажи за окном слились в сплошной размытый фон.
Через сотню километров лиазона начали обгонять экипажи, выступающие в легковом зачете. Прыть вконец обнаглевшего пресс-кара понравилась далеко не всем. Где-то в ярославских лесах Mitsubishi Pajero под бортовым номером 251 угрожающе выдвинулся влево, а затем пошел на таран обгоняющего его микроавтобуса. Водитель, не снижая скорости, вывернул руль, уводя машину от направленного в бок удара. Лязгнули встретившиеся в пространстве зеркала заднего вида, Блеснули на солнце разлетевшиеся осколки, и ярко красный спортивный внедорожник остался позади.
— Извини, друг, но ты первый начал…
На подъезде к Владимиру в салон «Макса» ворвался радостный телефонный звонок – метчик найден! Можно расслабиться и сбросить темп? Нет! А вдруг ошибка? Вдруг размер инструмента окажется не тем (проверить то нечем)? Придётся искать в другом месте?! Вдруг не успеем? И стрелка спидометра «Максуса» вновь устремляется к правому ограничителю.
11-00. Окраина мулинского военного полигона. Все удалось! Редчайший метчик, так необходимый команде «КАМАЗ-мастер», пополнил арсенал инструментов машины технической помощи. Напряжение спало. Можно расслабиться. Как же хорошо среди друзей! Рядом Фирдаус, Ильгизар, Айдар, Эдик… Какие-то отвлеченные разговоры… Чай с бутербродами… Блаженство! Владимир Чагин засыпает в салоне присмиревшего «Максуса», используя свободные минуты для дополнительного отдыха…
Скоро старт участка. Гонщикам пора в кабины, журналистам – на точки фотосъемки. Следующая встреча – вечером на бивуаке в Петровском.
ЭПИЛОГ
На нижегородском этапе международного ралли-рейда Transorientale 2008 самым быстрым стал «КАМАЗ» Владимира Чагина, и команда «КАМАЗ-мастер» начала отыгрывать очки, вынужденно отданные соперникам на первом этапе гонки. Это было красивое сражение с красивым финишем.
В ночных сумерках заканчивающегося дня к бивуаку «Петровское» неспешно ехал небольшой микроавтобус с надписью «Пресса» на капоте. Увидев лежащий на шоссе гоночный мотоцикл и спортивный внедорожник, стоявший на обочине, водитель остановил машину. Боковая широкая дверь «Максуса» тут же сдвинулась назад, обеспечивая «десантирование» уставшего, но все еще лихого журналистского отряда.
— Эй, парни, у вас авария? Помощь нужна?
— Нет, нет! – прохаживающийся по обочине мотоциклист в суеверном ужасе отшатнулся (помощь от лиц, не участвующих в гонке, строжайше запрещена регламентом и грозит снятием с соревнований), но, увидев на приехавших форму команды «КАМАЗ-мастер» тут же расплылся в улыбке. – О, КАМАЗ, великая команда! Спасибо, друзья, я просто немножко устал!
Они тоже устали, но силы, чтобы помочь другим, пока ещё оставались.
Владимир Рудометов добрался домой под утро. Перед тем, как лечь отдыхать, он разложил на прикроватном столике привезенные с бивуака фрукты и бутылочку десертного французского вина – небольшой презент для любимой супруги.
Анатолий Ярошенко – основной водитель «Максуса», «отключился» еще днем – напряжение последних двух суток, долгий 500-километровый путь до Рогачево и почти такой же рывок до мулинского полигона давали о себе знать невероятной усталостью. Передоверив руль «Максуса» Владимиру Молеву, он спал, наслаждаясь заслуженным отдыхом.
Автор этих строк добрался до постели в 4:15 утра. Сил хватило лишь на то, чтобы снять кроссовки и куртку, после чего он словно в обморок свалился в глубокий сон. К этому времени он бодрствовал уже более 92 часов.
А «Максус» просто стоял и ждал. Ждал новой дороги через степи, горы, пустыню Гоби… И если автомобили все же могут размышлять, то, скорее всего, его железную сущность занимали мысли о прожитых на высокой скорости километрах и видения с трассами, мостами, чужими городами и деревнями, с обгоняемыми машинами и идущими на таран джипами. И, конечно же, в них жили большие бело-синие грузовики, которым он так удачно помог и с которыми побратался в этот невероятно длинный день – в пятницу, 13-го…
Комментарии