Среди гонщиков моментом зарождения в России автоспорта принято считать 11 октября 1898 года, когда под Петербургом стартовала «Зимняя гонка моторов». А годом позже состоялось первое настоящее ралли «Москва – Петербург». Именно ралли с их многокилометровыми дистанциями стали главной спортивной дисциплиной моторизированного россиянина, привыкшего к необъятным просторам нашей родины.
Большие гонки в Вязниках
Вязники своё первое большое ралли увидели в 1907 году. Во время трансконтинентальной гонки «Пекин – Париж» экипаж графа Сципионе Боргезе, выступавший на автомобиле марки «Итала», сделал достаточно длительную остановку в нашем городе.
— Суточный пробег в те времена редко превышал 200 километров, — рассказывает региональный представитель национальной сборной РФ по авторалли Андрей Чудаков. — В отличие от соперников, ехавших через Царицын и Рязань, граф выбрал путь через Нижний Новгород и Владимир. Вполне логично, что, отдохнув в Нижнем, следующую остановку экипаж должен был сделать во Владимире. Но он остановился в Вязниках, хотя машина была исправна и припасы загружены. Почему Сципионе, теряя время, решил посетить наш город – пока неизвестно. В некоторых зарубежных изданиях даже говорится, что он своей рукой в дорожную книгу вписал Вязники пунктом обязательной остановки.
Эпоха «Руссо-Балтов»
Резкий подъём автоспорта в России начался в 1909 году, после начала выпуска автомобилей на русско-балтийском вагоноремонтном заводе (РБВЗ). «… Производство «Руссо-Балтов» стало первым важным шагом по созданию русской автомобильной промышленности. По объёмам производства РБВЗ превосходил такие известные заводы как «Альфа-Ромео», «Бугатти», «Воксхолл», «Прага»…» – писал в своих работах историк из США Д. Уэрри. А любители автоспорта отметили, что спортивный дебют «Руссо-Балта», состоявшийся в 1909 году на ралли Петербург–Рига–Петербург, оказался более чем удачным. В своей первой гонке новый русский автомобиль занял третье место.
Спустя два года гонщик и журналист А. П. Нагель, выступавший на автомобиле «Русско-Балтийский С24/30», стал победителем на ралли Петербург–Севастополь. С этого момента в российском автоспорте началась короткая, но яркая «Эпоха Руссо-Балтов», которую вполне справедливо назвать также «Эпохой Андрея Платоновича Нагеля».
22 января 1912 года состоялся дебют российских автомобилей на ралли «Монте-Карло». А. П. Нагель на «Русско-Балтийском С 24/55» занял девятое место (из 87 участников). Не попав в первую тройку, Нагель тем не менее стал одним из главных героев ралли – ему был вручён специальный приз «За выносливость и трудность пути», поскольку только к месту старта (от Петербурга до Монако) им было пройдено 3520 километров.
В этом же году Андрей Платонович сражался в международном ралли «Сан-Себастьян» в Испании, финишировав четвертым. На этот раз его путь от дома к месту старта составил 4492 километра.
А.П. Нагель совершил множество дальних автопробегов, среди которых – героический автопробег по Северной Африке, когда экипажу «Руссо-Балта» удалось посетить самые отдаленные уголки континента, жители которых до этого не видели не только автомобилей, но и белых людей.
За спортивные подвиги, принёсшие славу Отечеству, А. П. Нагель был награждён орденом Святой Анны III степени.
«Там завсегда господа останавливаются»
Прогнозируя дальнейшее развитие в России больших ралли, в 1913 году Нагель совершил рекогносцировочное обследование трассы гонок на Императорский приз.
— И тут снова загадка, — рассказывает Андрей Чудаков. — Выехав из Москвы, Нагель должен был сделать остановку во Владимире – те самые 200 километров, предельные для суточного пробега в те годы. Но экипаж упорно стремился в Вязники, куда приехал, по свидетельству очевидцев, «уже в сумерки и сильно уставшим…». Напарник А.П. Нагеля, полковник Василий Васильевич Гейман, в своей книге «По градам и весям родной земли» так описал это событие: «В Вязники мы приехали поздновато, что-то около девяти часов: перегон был довольно большой и с отъездом из Москвы немного задержались… Автомобиль наш, конечно, произвёл впечатление свалившегося с неба левиафана. Куча народа облепила машину со всех сторон, а мальчишки старались дотронуться пальцем либо до шины, либо до кожуха. Один прикоснулся к радиатору и отскочил в сторону.
— Вишь ты! Он горячий… Полегче, братцы.
Устрашающее впечатление дополнилось рёвом гудка. Гудок этот, действительно, отчаянный: сначала шип, предостерегающий, потом гневный, и всё заканчивается гневным хрюканьем. Я подхватил одного мальчугана, лет десяти, посмелее, и взял его на машину.
— Есть у вас тут какая-нибудь гостиница? Вали, — командуй дорогу!
— Есть, номера «Свет». Там завсегда господа останавливаются.
Наутро, зайдя в испорченный реставрацией собор и поклонившись местной чудотворной иконе Божьей Матери, мы отправились дальше, на Нижний Новгород…».
Комментарии