Бужениновы во Владимирском крае известны со времен Ивана Грозного. Основателем этого рода стал Василий Третьяков Буженинов, пожалованный землями в прежнем обширнейшем Суздальском уезде. Его внук Иван Петрович Буженинов сражался с поляками в пору Великой Смуты начала XVII столетия, а праправнук Василий Григорьевич Буженинов воевал со шведами в бурное царствование Петра Великого. Два сына последнего Яков и Савва Васильевичи Бужениновы ничем особенным себя не проявили, а вот старший внук Андрей Яковлевич Буженинов в царствование императрицы Екатерины II стал судьей в Казани, достигнув гражданского чина надворного советника, равного армейскому подполковнику.
Сын Саввы Васильевича Иван появился на свет в 1753 году. Так как его семья была небогата, то, отправившись покорять тогдашнюю столицу России город Санкт-Петербург, Иван Буженинов в 11-летнем возрасте в 1764 году сумел определиться лишь рядовым в сенатскую роту. Это своеобразное подразделение состояло при Правительствующем Сенате — высшем органе законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи. Чины сенатской роты выполняли сразу несколько функций: они охраняли здание Сената, а также выполняли курьерскую службу, доставляя при необходимости документы из провинции в Санкт-Петербург, а из столицы в губернии — сенатские указы. После трех лет службы рядовым, Иван Бужеников в 1767 году был пожалован младшим курьером, а в 1769-м стал старшим курьером. Наконец, в 1773 году старший курьер сенаторской роты Буженинов указом императрицы Екатерины II получил чин подпоручика и отправлен на службу в армейский пехотный полк Финляндской дивизии, охранявший подступы к северной столицы на российско-шведской границе.
Однако в полевых частях бывший сенатский обер-курьер прослужил недолго. Уже в 1776 году его назначили в Главное экономическое правление Военной коллегии разъездным офицером, а после учреждения Владимирского наместничества и Владимирской губернии подпоручик Буженинов, видимо, используя связи среди столичного петербургского чиновничества, добился своего назначения стряпчим (так тогда называли прокуроров) во Владимирскую верхнюю расправу — так колоритно именовался один из высших губернских судебно-надзорных органов. На новом месте службы 25-летний прокурор пришелся, как говорится, ко двору, получил чин титулярного советника (равный армейскому капитану) и уже в 1782 году возглавил 1-й департамент Владимирской верхней расправы (в структуре данного органа было всего лишь два департамента). Во Владимире Буженинов проработал почти до конца 1780-х гг., однако смена владимирских генерал-губернаторов (умершего в 1783-м графа Романа Воронцова сменил граф Иван Салтыков, а того в 1787 году генерал Иван Заборовский) в итоге ослабила позиции Буженинова. По-видимому, опытный администратор Заборовский, в молодости командовавший гусарским полком, а потом до Владимира губернаторствовавший в Ярославе и Туле, пытался и в судебном ведомстве продвигать свои кадры, поэтому Буженинову пришлось искать место в глубинке. Сначала он перешел на службу в ковровскую полицию, однако Ковров тогда мало чем отличался от села — был скуден строением и невелик (в нем проживало чуть более 500 человек), поэтому стал искать место получше. 1 января 1794 года указом императрицы Екатерины II титулярный советник Буженинов был назначен вязниковским уездным судьей. Тогда на Вязники и огромный уезд (в него, в частности, входили Палех, Южа и даже часть нынешних Гороховецкого и Ковровского районов) судья тогда имелся всего один, причем он рассматривал и гражданские, и уголовные дела. Уездный судья по служебной иерархии считался вторым человеком в Вязниках после уездного предводителя дворянства и в случае отлучек или болезни последнего временно исполнял его обязанности, не прерывая при этом своего судейства.
Вероятно, назначению Ивана Саввича именно в Вязники способствовало то обстоятельство, что он владел небольшой — всего с десятком крестьян деревенькой в Вязниковском уезде. Прежний караульный сенатских департаментов и гонец господ сенаторов Буженинов прослужил вязниковским судьей несколько лет. Вскоре после кончины Екатерины II и воцарения ее сумасбродного сына императора Павла I, стремившегося переменить и переиначить многие, если не все, начинания своей матери, карьера судьи Буженинова надломилась. Как сделавший карьеру в «век золотой Екатерины», он не смог продолжать службу при Павле Петровиче. Да и дел у вязниковского судьи в павловское царствование стало невпроворот, так как в состав Вязниковского уезда тогда на несколько лет вошли Ковров и часть упраздненного императором Ковровского уезда. К началу 1800-х гг. Иван Саввич подал в отставку. Однако его авторитет был столь велик, что уже в качестве отставного судьи Буженинов по доверенности состоятельных дворян Владимирской губернии несколько раз избирался в качестве опекуна над малолетними наследниками, оставшихся сиротами без близких родственников.
После убийства Павла I при новом императоре Александре I И. С. Буженинов возвратился на службу по ведомству юстиции и вновь стал судьей, но уже не в Вязниках, а в соседнем Коврове, который вновь стал уездным городом. Почему бывший вязниковский судья вернулся в тот город, которым когда-то пренебрег, можно лишь догадываться, тем более, что и в начале XIX столетия Ковров Вязникам был не чета: меньше и беднее. Но судейство в Ковровском уездном суде для Буженинова неожиданно закончилось. В конце 1805 года, после поражения русской армии в сражении с французами под командой Наполеона Бонапарта при Аустерлице, Александр I повелел собрать первое ополчение, которое тогда было названо милицией (эту милицию ни в коем случае не следует путать с названием правоохранительных органов).
Такое ополчение надлежало сформировать и во Владимирской губернии. Оно представляло собой фактически несколько полков. Командирами избирались наиболее уважаемые и опытные чиновники и отставные военные. Именно тогда судья Буженинов был назначен командиром батальона владимирской милиции, которая выступила на усиление действующей армии. Впрочем, до боевых действий с участием владимирских ополченцев тогда не дошло, однако в качестве комбата прежний сенатский курьер прослужил почти два года и за эту службу в 1808 году был награжден царем специально учрежденной для этого золотой медалью.
После того, как милиция оказалась расформированной, Буженинов вышел в отставку. Во время Отечественной войны он оказался среди сделавших пожертвование на нужды армии и получил еще одну медаль — на этот раз серебряную в память 1812 года. Бывший вязниковский судья Иван Буженинов умер во второй половине 1820-х гг. уже на восьмом десятке. Детей он не имел и наследников не оставил, так как его единственный родной брат Матвей Саввич Буженинов, тоже служивший судьей — в Нерехотском уезде Костромской губернии, умер бездетным еще раньше. И к сожалению, вместе с братьями Бужениновыми погиб и их ценный семейный архив, документы которого могли бы многое рассказать о прошлом нашего края, но, к сожалению, уже не расскажут.
Комментарии