16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:50, 16.11.2021

Кандидат на пост «сельского мэра» ходил с протянутой рукой

/ Краеведение

Древнейшей формой местного самоуправления на Руси являлся сход или общее собрание. В старину его называли «вече» — от древнерусского «ветъ», от которого произошло слово «совет». Больше всего известно вече Великого Новгорода. Но подобие такого «веча» с незапамятных времен проходило в каждом селе и даже в каждой деревне, где всем «миром» (то есть домохозяевами) решали множество насущных проблем. В XIX веке в Российской империи крестьянские сходы получили официальный статус, сохраняя его вплоть до революций 1917 года. А в современной России имеется юридическое понятие «сход граждан». Такой сход, согласно действующему 131-му Федеральному Закону «О местном самоуправлении», осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования в небольших сельских населенных пунктах и является прямым «потомком» средневекового веча. Но если сегодня на такие сходы по большей части приходят пенсионеры или дачники и обсуждают повестку дня достаточно чинно, то более столетия назад крестьянские собрания в нашем крае проходили куда более своеобразно, чему свидетельствами служат многочисленные источники той поры. Из них явствует, что стимулом высокой явки на такие собрания была почти узаконенная коллективная пьянка после схода, а голосование происходило не путем поднятия рук, а при помощи рукопожатий…

Официальный статус сельские сходы получили в 1838 году по реформе министра государственных имуществ графа Павла Киселева, правда, лишь для государственных крестьян. В 1861-м после отмены крепостного права примерно такой же статус получили сельские сходы и бывших помещичьих селений. Сельский сход и сельский староста составляли сельское самоуправление. Должности крестьянского самоуправления замещались в результате выборов на три года. Сельский сход решал вопросы о пользовании общинной землей и общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте членов сельского общества, осуществлял раскладку казенных податей, денежных сборов. Сельский староста обладал обширными полномочиями по общественным делам, ведал охраной общественного порядка, безопасностью лиц и имущества и даже осуществлял паспортный контроль. В отсутствие сельского старосты решения сельского схода не имели законной силы.

Вот свидетельство 1890-х гг. для Владимирской губернии: «Для созыва на сход существует особый нарядчик. Женщины и посторонние на сходе не присутствуют. Мужики идут на сход без принуждения, на сходах пьют, матерятся, шумят. Зажиточных крестьян не слушают, а влияние старосты заметно. Все жители подчиняются решениям схода, но на священника эти решения не распространяются. Так, если на сходе решено начать пахоту с 24 апреля, то раньше этого срока никто на пашню не выезжает. Может быть решение схода: продать на 5 рублей травы, а деньги пропить».

Еще один очевидец, живший на рубеже XIX-XX веков, упоминает о сельских сходах и голосовании на них: «Ведут себя крестьяне на сходах бурно, бывает всё, за исключением, пожалуй, драк. Решают в соответствии с волей начальства или как того хотят старосты и заправилы «горланы» — эта «партия» по словам крестьян, «составляется по пьяному делу». Решение оформляется забранием рук: староста ходит между крестьянами, протягивая им руки для пожатия. Число крестьян, протянувших руку в ответ, и есть число согласных с решением».

В других местах такой способ волеизъявления именовался «обиранием рук». Кстати, точно так же выбирали сельского или деревенского старосту: кандидат ходил с протянутой рукой (в буквальном смысле), и тот, кто подавал ему руку в ответ, высказывался «за»!

Причем таким путем порой выбирали вполне авторитетного «сельского мэра» с немалыми полномочиями, так как, к примеру, в селе Никологоры численность населения в 1890-е гг. превышала 1100 человек, а в слободах Мстера и Холуй тогда насчитывалось более 2200
жителей в каждой.

А вот данные участника крестьянского схода в нашем крае 1900 года: «Нарядчик, получив от старосты задание собрать сход, ходит по домам: «Эй, дядя Павел, на сход выходи!» Причина схода: потрава стогов, наем школьного сторожа, перераспределение земли (для решения этого дела предполагается «содрать по полведерку» спиртного с заинтересованных лиц). Сборы на сход — около
винной лавки».

Вот еще одно свидетельство, уцелевшее в одном из крестьянских писем: «На сход или сходку собирают взрослых членов семей. За неимением в семье мужчин допускаются женщины. Сбор производится сотским или десятским. Собираются обычно в чьей-нибудь наиболее просторной избе, либо в мякиннике, где запасают корм для скота. На сходах решаются следующие вопросы: раздел покоса, леса, поправки дорог, наем пастуха, начало выгона скота и так далее. Заканчивается сход, как правило, всеобщим угощением, причем, за неимением наличных денег, объявляют о продаже небольшого участка земли, которая покупается предпринимателями за бесценок. Непьющие получают свою долю от продажи земли деньгами».

Особо уточнялось, что непьющим женщинам — участницам схода было принято «наливать водку с собой либо давать взамен водки баранок», а «собираются крестьяне нарядчиком либо у дома старосты, либо у трактира, где часто «спрыскивают» принятые решения. На сходе право «первого голоса» принадлежит старосте, после чего дается воля
главарям-горлопанам».

О том, что участники схода непременно напивались после его завершения, имеются многочисленные данные из многих уездов Владимирской губернии. Есть данные и о количестве выпивки, которую крестьяне считали «нормой» для гулянья после сходов. Как правило, это была так называемая четверть, которая приходилась на каждые 10 человек. Четверть — бутыль в ¼ ведра, объемом от 3 до 3,25 литра. Таким образом, на каждого приходилось по 300 грамм водки или чуть более.

При этом пить полагалось лишь после собрания, а «набравшихся» заранее на сход или не допускали совсем, или не давали им голоса. А прекословящих пьянчуг староста или прогонял со схода, что считалось позором, или, если буян упорствовал, то его «вязали» и отправляли в «холодную» — в неотапливаемый чулан или амбар, использовавшийся в качестве сельской «тюрьмы». Причем в компетенции старосты был арест в «холодной» на срок до двух суток с содержанием на хлебе и воде.

Властями отмечалось, что если на сходе задеваются чьи-то личные интересы, то «поднимается истинное столпотворение вавилонское».

Любопытно, что в одной из владимирских деревень для созыва схода применялся специальный рог, в который нарядчик трубил 3-4 раза, выходя на середину селения. Созыв схода при помощи рога осуществлялся лишь летом, когда многие крестьяне были заняты в окрестных полях, и их легче было созвать при помощи такого «звукового оповещения». В обычное время рог хранился у специально выбранного для этой почетной миссии крестьянина, который имел право выдавать этот аналог вечевого колокола лишь уполномоченному старостой нарядчику «во избежание стихийных незапланированных сходов».

На сходе, перед тем как принять окончательное решение, слушали советы опытных, уважаемых всеми крестьян, особенно стариков, мнение которых нередко оказывалось решающим.

В конце собрания самым грамотным крестьянином обязательно писался «приговор» сельского схода, который зачастую тот же грамотей и подписывал за не умевших писать односельчан. Этот приговор имел силу закона для местных жителей. А выполнял решение схода все тот же сельский староста.

Вот так и жили наши предки, определяя свое бытие коллективными решениями и ощущая себя членами крестьянской общины, именуемой миром. Такой порядок, при всей патриархальности и перегибах, воспитывал уважительное отношение к ближнему и чувство локтя, приучал поступать «по совести», способствовал взаимопомощи, взаимовыручке и регулярному живому человеческому общению, которых, порой, сейчас так не хватает.

Сельский сход в первой половине XIX века
«На миру». С картины Константина Коровина
Крестьянский сход на рубеже XIX-XX веков
Сход в деревне
Сход в 1910-е годы
Крестьянская семья
Старики на селе пользовались особенным уважением
Без угощения и выпивки поговорить не получалось
Сход граждан в деревне XXI века

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости по теме

Архив новостей
09:00, 19.05.2022 0 комментариев
Черемиска при овраге Ярунихе / Краеведение

В XX веке в Вязниковском районе, впрочем, как и повсюду, прекратили свое существование десятки и даже сотни деревень, попавшие в число «неперспективных», обезлюдевших из-за бездорожья и экономических реалий. Впрочем, деревни и села исчезали и в предыдущие века, в пору войн и стихийных бедствий, но минувшее столетие ознаменовалось небывалым прежде массовым исходом крестьян из мест, которые в течение многих поколений обживали их предки.


09:41, 5.05.2022 0 комментариев
Забытый герой Крымской войны / Краеведение

Выходец из духовенства с вязниковскими корнями Федор Алексеевич Цветков выбрал для себя профессию врача. В силу ряда обстоятельств он стал военным медиком и после службы в различных полках получил повышение и назначение в благодатный Крым. Но именно этот южный край вскоре стал полем боя во время ожесточенной Крымской войны.
В тревожные годы военный врач Цветков оказался соратником прославленного хирурга Николая Ивановича Пирогова, с большим теплом отзывавшегося о своем коллеге в «Севастопольских письмах». Под началом Цветкова также работал другой легендарный врач Сергей Петрович Боткин. Труды и лишения во время Крымской войны стали причиной безвременной кончины Ф. А. Цветкова, умершего еще до заключения мира всего в 51-летнем возрасте. До последнего дня он выполнял свой долг и в полной мере может быть поставлен в один ряд с героями знаменитой обороны Севастополя и Крыма.


теги:
Архив блога